Что означает публичная форма собственности земельного участка

Право собственности публично-правовых образований: особенности

Сегодня многими участками земли владеет государство, как самостоятельный субъект гражданского права, наравне с юридическими и физическими лицами. Государство не может распоряжаться этой землей по прямому назначению, но вправе извлекать материальную выгоду от передачи частным лицам или коммерческим структурам в аренду.

При этом, органы власти муниципалитетов или иных государственных структур, владеющих землей и передающих её в распоряжение по договору аренды, могут регламентировать порядок пользования (согласно Гражданскому кодексу, в исключительно общественных интересах). Хотя принципиальных отличий права собственности государства от частного нет, но все же имеются некоторые ограничения. Что же это такое и чья эта собственность, рассмотрим ниже.

Собственность публично-правовых образований: что это означает

Поскольку публично-правовое образование, то есть государство, является собственником некоего имущества, то оно и распоряжается этим имуществом в интересах граждан страны. Земли в государственной собственности являются достоянием народа, но могут принадлежать физическим или юридическим лицам на особых условиях.

Земельные участки публичного имущества обладают рядом особенностей:

  • они могут быть переданы только по договору аренды и не могут стать объектом залога;
  • арендатор не вправе распоряжаться участком от своего имени.

Государству могут принадлежать не только земельные участки, но и такие объекты недвижимости, как жилые квартиры или дома.

Публичную форму собственности можно разделить по типам:

  • государственная, принадлежащая отельным субъектам РФ и государству в целом;
  • муниципальная, в том числе имущество поселений, городских образований и других подобных субъектов.

Законодательная база

До 1990 года основной формой собственности на землю была государственная. С началом процесса приватизации многие объекты были переданы в частное владение юридических или физических лиц. Часть земель было передано в муниципальное распоряжение.

Законодательная база, регулирующая оборот публичной формы собственности:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ.

Глава 3 ЗК РФ регламентирует порядок возникновения и регулирования прав собственности на земельные наделы. Если говорить об основаниях возникновения государственной собственности, то следует обратиться к статье 17.

Гражданский кодекс в статье 218 перечисляет основания, по которым права собственности возникают:

  • в результате сделки в соответствии с законодательством (по договору гражданско-правового характера);
  • путем получения земли, не имеющей собственника;
  • при образовании нового надела в результате объединения или разделения.

Дополнительное основание содержится в статье 18 ЗК РФ – это безвозмездное выделение из федерального имущества.

Особенности реализации права

Публично-правовые образования могут пользоваться, владеть и распоряжаться собственностью в пределах своей компетенции. Все правила, касающиеся данного вопроса, должны регулироваться в официальном порядке на уровне издания соответствующих нормативных актов.

Все права на государственное или муниципальное имущество принадлежат правительству, которое может, в свою очередь, передавать полномочия другим органам исполнительной власти. Это могут быть различные ведомства, министерства, а также региональные и местные органы власти. Все свои полномочия относительно прав на имущество они реализуют, издавая свои нормативные документы.

Участки сельских и городских поселений относятся к муниципальной собственности и реализацией прав собственности на них занимаются органы местного самоуправления. Как правило, государство передает муниципалитетам земли безвозмездно. Аналогично в их ведомство переходят участки, если имеется официальный отказ прежних собственников. Они могут перейти:

  • унитарным предприятиям;
  • муниципальным учреждениям;
  • некоммерческим учреждениям;
  • юридическим или физическим лицам.

Участие публично-правовых образований в имущественном обороте

  1. Правоотношения публичной собственности. Объектом выступает принадлежащее субъекту имущество. Существенным отличием публичной от частной собственности является использование ее только по целевому назначению.
  2. Приватизация и деприватизация. Публично-правовые образования участвуют в процессах приватизации, а также изымаются из частных владений в публичную собственность путем конфискации, национализации.
  3. Обязательственные отношения. Публично-правовые образования в соответствии с Федеральными законами участвуют в таком виде правоотношений относительно исполнения обязательств по договорам, где выступают заказчиками работ и услуг для государственных нужд.
  4. Корпоративные отношения. Публично-правовые образования вправе принимать участие в уставном капитале организаций. Это происходит на основании законодательства и является вкладом государства в увеличение объема капитала.

Распоряжение и управление недвижимым имуществом и земельными участками, принадлежащими государству, осуществляется уполномоченным органом Росимущества и его территориальными единицами.

Плюсы и минусы

К преимуществам такой формы собственности относятся:

  1. Защита от мошеннических действий. Ни квартиру, ни участок земли, которые переданы гражданину государством по договору аренды, непросто перевести в частную собственность. Это отпугивает мошенников, поскольку заниматься такими объектами становится не выгодно и даже опасно.
  2. Не нужно платить ежегодный налог. Арендатор оплачивает только сумму, выставленную по договору, а уплата налогов в бюджет – обязанность собственника. Наниматель жилья не принимает участие в финансовых расчетах.
  3. Утрата имущества влечет за собой замену. Это значит, что при наступлении неких форс-мажорных обстоятельств (вследствие пожара, наводнения, аварийного состояния) государственное жилье может быть утрачено, но взамен гражданину обязаны предоставить другое жилье.
  4. Возможность улучшить условия проживания. При увеличении семьи и несоответствии санитарных норм жилплощади на одного человека государство обязано предоставить жилье, большее по размерам.

К минусам публичной формы собственности отнесем:

  1. Невозможность совершать любые сделки с недвижимостью, поскольку не являетесь собственником. Ее нельзя подарить, поменять, продать и прочее.
  2. Существует риск лишиться объекта недвижимости. Наниматель обязан неукоснительно соблюдать все нормы и требования, которые предъявляет государство к пользованию имуществом. При нарушении их гражданину грозит выселение без предоставления другого взамен.

Распоряжение государственной и частной собственностью в этом существенно отличаются. Все моменты относительно федерального или муниципального имущества диктуют соответствующие законодательные акты. Частным же имуществом гражданин распоряжается самостоятельно в полном объеме и в рамках установленных норм.

Видео: Право публичной собственности

Рассказывает юрист с большим опытом в конфликтных ситуациях, Иван Медведев. Если нужно полностью разобраться в данной теме, то просмотрите данную лекцию до конца.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас по горячей линии или напишите нашему консультанту.

Что такое публичная форма собственности земельного участка и как ее перевести в частную?

Публичная форма собственности земельного участка – это принадлежность указанного объекта одному из публичных образований, к которым относится государство, регионы РФ и муниципальные образования. По умолчанию, все земли, не переданные в частную собственность гражданам и юрлицам, входят в состав муниципального или государственного фонда. Перевод в частную собственность происходит в рамках приватизационной процедуры.

Что это такое

Законодательные акты устанавливают специальные особенности правового режима публичных земельных участков. Помимо прямого оформления в собственность исполнительных властных органов, в муниципальное ведение переданы и территории, на которых земли не сформированы в виде самостоятельных участков. Перевод таких земель в частные формы владения может происходить без отдельной процедуры установления муниципальной собственности.

Наделы публичных образований могут на легальном основании передаваться во временное или бессрочное владение частным лицам:

  • на основании арендного договора, условия которого регламентируется срок пользования и размер регулярных платежей в пользу собственника;
  • на основании бессрочного постоянного пользования, в том числе на безвозмездной основе;
  • в форме пожизненного наследуемого владения (выделение наделов на указанном праве прекращено с 2001 года, однако ранее оформленные участки могут сохранять такую форму пользования).

Передача частным лицам земли без переоформления права собственности имеет свои преимущества и недостатки. Прежде всего, до приобретения права собственности гражданам не приходится уплачивать ежегодный земельный налог, размер которого связан с показателем кадастровой стоимости и регулярно повышается. Ключевым недостатком такого варианта владения землей является отсутствие возможности распоряжения наделом, в том числе продаже его третьим лицам.

Обращение в публичные властные органы для переоформления прав на землю может быть вызвано различными причинами. Прежде всего, после приватизации возникает возможность использовать участок в качестве предмета различных сделок – продажа, дарение, мена и т.д. Кроме того, собственнику предоставлено право передавать надел во временное платное пользование иным субъектам – для этого может заключаться долгосрочный или краткосрочный арендный договор.

Земля в частной собственности может выступать и предметом обеспечения обязательств. Например, для оформления кредитного договора в банковских учреждениях на участок может регистрироваться залог. Поскольку земля является одним из наиболее ценных и дорогостоящих активов, граждане предпочитают легальным образом закрепить право собственности. Рассмотрим ключевые нюансы различных процедур передачи земли от публичных образований в частные руки.

Варианты передачи земли в частную собственность

Все возможные способы переоформить права на земельные наделы регламентированы ГК РФ и ЗК РФ. В настоящее время приоритетным вариантов является платная приватизация, при которой граждане должны выплатить властным органам стоимость земли. Оформление договора купли-продажи может происходить по итогам конкурентной процедуры торгов, либо без проведения аукциона.

Возможность безвозмездно переоформить права на землю доступна только для отдельных категорий граждан:

  • семьи с многодетным статусом (в составе семьи должно быть не менее трех детей в возрасте до 18 лет);
  • граждане, получившие землю на правах аренды для строительства частных домов сроком до шести лет, и фактически владеющие участком более пяти лет;
  • субъекты, получившие участки для ведения фермерского хозяйства на срок более шести лет, и владеющие ими на протяжении пяти лет с соблюдением целевого назначения земли;
  • работники, занимающие должности в муниципальных и региональных учреждениях, получившие землю для возведения частных домов;
  • участки земель из состава СНТ и иных некоммерческих товариществ.
Читать еще:  Узнать кадастровую стоимость квартиры по адресу: Росреестр

Региональными нормативными актами могут устанавливаться и иные льготные категории, которые смогут получить землю без выплаты ее стоимости.

Приобретение участка на платной основе должно происходить через аукционы, если иные условия не указаны в законе. Проведение торгов происходит по инициативе властных органов или на основании заявления граждан. Выделим ключевые особенности этой процедуры:

  1. если инициатором аукциона выступает муниципалитет, на него возлагается обязанность размещения в открытом доступе извещения о характеристиках участка, сроках подачи заявок и начальной стоимости надела;
  2. начальная стоимость торгов определяется исходя из кадастровой цены участка (она определяется в ходе государственной оценки земель);
  3. наделы, расположенные в черте населенных пунктов, должны быть надлежащим образом сформированы с установлением границ, а к участку должны быть подведены все инженерные коммуникации;
  4. если в торгах принял участие только один субъект, договор будет заключен по начальной стоимости объекта.

Для участка, выставляемого на продажу, должны быть надлежащим образом определены границы. Для этого нужно получить межевой план, которым изготавливает профессиональный кадастровый специалист – инженер. Если с заявлением обращается частное лицо, до оформления договора выкупа земли оно должно самостоятельно обратиться за получением межевого плана.

Межевой план будет являться основанием для постановки земельного объекта на кадастровый учет, наряду с договором купли-продажи. Содержание межевого плана оформляется в виде текстовой и графической части, а в его состав включаются данные о границах участка со смежными наделами, акт согласования границ, качественные параметры надела.

Закон допускает выкуп земли без проведения торгов для отдельных категорий землепользователей. Как правило, такая возможность связана с выделением земли под определенные цели – ведение личного подсобного хозяйства, возведение частного дома и т.д. При обращении в муниципальные органы нужно подтвердить легальность получения земли, а также соблюдение установленных правил землепользования и целевого назначения земли. Например, если надел был предоставлен под строительство жилого объекта, а фактически был возведен производственный комплекс, в реализации права на выкуп будет отказано.

Какие нужны документы

Все доступные приватизационные процедуры можно условно разделить на два этапа – оформление документов в публичных властных органах и регистрационный процесс в службе Росреестра (подать документы на регистрацию можно и через систему Многофункциональных центров). На каждом из указанных этапов гражданам придется иметь дело с различным комплектом документации.

Для оформления договора на передачу земли в частную собственность будут нужны следующие бланки и формы:

  • заявление на передачу надела;
  • общегражданские паспорта всех заявителей;
  • предварительный акт согласования места размещения участка;
  • документы, подтверждающие легальность пользования землей – арендный договор, распорядительный акт о выделении земли в бессрочное владение и т.д.;
  • межевой план и акт согласования границ;
  • документы, подтверждающие возникновение оснований для приобретения земельного надела (например, справка о многодетном статусе семьи);
  • платежные документы, подтверждающие отсутствие задолженности по арендной плате;
  • заявка на участие в аукционе;
  • протокол подведения итогов аукциона;
  • платежный документ, подтверждающий оплату выкупной стоимости земли.

Оформление приватизационного договора осуществляется в срок, не позднее 30 дней с момента представления бланка заявления и необходимых документов. Если передача земли в частную собственность происходит путем проведения торгов, аналогичный срок предусматривается для публикации извещения и приема документов от соискателей.

После оформления приватизационного договора, его нужно зарегистрировать в службе Росреестра. Если участок ранее не был поставлен на учет в кадастровых органах, эта процедура будет осуществляться одновременно с регистрационными действиями. В службу Росреестра или Многофункциональный центр представляется следующий комплект документации:

  • заявление о проведении регистрационной процедуры (дополнительно может включаться условие о постановке объекта на кадастровый учет);
  • общегражданские паспорта на каждого потенциального собственника земли;
  • договор передачи земельного надела в собственность граждан;
  • платежный документ, подтверждающий перечисление выкупной цены земельного объекта (при безвозмездном варианте приватизации этот документ не нужен);
  • межевой план и акт согласования границ надела;
  • платежный документ на оплату госпошлины в сумме 2000 рублей.

В ряде случаев гражданам приходится обращаться в судебные инстанции для принудительной передачи прав на землю. В этом случае дополнительным основанием для регистрационных действий будет являться судебный акт. Регистрационные действия осуществляются в срок не более семи дней, а при подаче документов через систему Многофункциональных центров этот срок увеличится на два дня.

После регистрации договора, переход права собственности фиксируется в госреестре ЕГРН, о чем новый владелец получит соответствующую выписку. С этого момента возникает право распоряжаться землей по собственному усмотрению, а публичная форма собственности на приватизационный участок утрачивает силу.

Формы и виды собственности на земельные участки: что они означают?

Современное законодательство определяет несколько форм собственности на землю. При каждом варианте формы собственности, у человека имеются свои права и обязанности.

Каким же законодательным актом регулируется подобное положение, и какая форма собственности сейчас является наиболее распространенной?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-83 . Это быстро и бесплатно !

Существующие разновидности

В Советские времена в стране существовала лишь одна форма владения землей — государственная. В том время и помыслить не могли о том, чтобы отдавать землю в частный надел, и именно поэтому в анализе форм собственности не было необходимости.

Сейчас же П.2 Ст.9 Конституции РФ определяет несколько видов собственности на землю. О каких же видах собственности идет речь?

  1. Земли в частном владении физ. и юр.лиц.
  2. Государственная собственность на землю.
  3. Муниципальная или публичная форма владения землей.
  4. Смешанный вариант.

Недвижимость также может находиться в собственности у супругов, в жилищном товариществе и в крестьянском хозяйстве.

Наиболее распространенным является частный и государственный сектор земельных наделов. Сейчас, когда демократические нормы, распространившиеся в стране, диктуют свои правила, частный земельный надел может приобрести практически каждый.

В зависимости от формы собственности на участок, на нем действуют определенные законодательные правила. Если земля находится в частной собственности, она порой обладает совершенно иными правилами использования, нежели государственная недвижимость. Чтобы разобраться во всех этих вопросах, необходимо подробно поговорить о существующих видах недвижимости и их нюансах.

Частная собственность: правовые нормы и ограничения

Владельцем частной собственности может быть как один человек, так и целая юридическая компания. Помимо самого участка, собственнику зачастую принадлежат все постройки, деревья и растительность на территории недвижимости. Исключение бывает лишь в тех случаях, если на территории участка находится культурный памятник, который нельзя подвергать сносу, и который принадлежит государству.

Также частному владельцу могут принадлежать закрытые водоемы небольшого размера, расположенные на территории участка.

Каким же образом отдельная личность или целая компания могут получить недвижимость в собственность?

  1. При приватизации территории.
  2. При дарении или наследовании.
  3. В результате сделок по купле-продаже.
  4. При обмене и прочих сделках с землей.
  5. Земля может стать и частью взноса в уставной капитал фирмы.

Право частной собственности физ.лиц отдельно обговаривается в Ст.15 ЗК РФ. Там подробно описываются все права собственника. В частности, подчеркивается, что человек может владеть и полностью распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению.

Юридическое лицо

Особенности оформления прав на земельный участок юр.лиц обговариваются в Ст.15 ЗК РФ и в Ст.48 ГК РФ. Такой владелец может не только иметь право собственности, но еще и осуществлять хозяйственную деятельность.

Собственник имеет право не только владеть землей, но и право отчуждения (передавать права) в установленном порядке. Владелец может продать отдельную часть земли или всю недвижимость, имеет возможность отдать землю в дар или в наследование. К тому же, собственник может отчуждать постройки, имеющиеся на участке без земли или с вместе с землей. Данные положения фиксируются в п.5 Ст.1 ЗК РФ.

Определить размер той части земли, которую можно подвергнуть отчуждению поможет п.2 Ст. 35 ЗК РФ. Если земли были изъяты из оборота, их отчуждение не производится согласно п.1 Ст.27 ЗК РФ. Полнота юридических прав имеет и обратную сторону — разнообразие обязанностей.

Так, например, собственник должен следить, чтобы на территории земель соблюдались экологические нормы. Сохранение межевальных требований, соблюдение границ участка с землями других собственников и внимательное отслеживание экологического состояния земли — вот основные обязанности собственника, которые он должен учитывать при распоряжении землей.

Если человек нарушает границы своего участка или загрязняет окружающую среду, он может столкнуться с судебными тяжбами, возбужденными против него. В случае, если земля используется по назначению без нарушения чужих прав, человек имеет право распоряжаться ей как угодно.

Публичная и муниципальная

В п.5 Ст.244 ГК РФ и в Ст.258 ГК РФ прописываются нюансы владения общей, муниципальной собственностью и оформления бесхозного земельного участка в собственность. Что это значит и где сейчас можно встретить подобный вариант владения недвижимостью?

  1. В крестьянских или обширных фермерских хозяйствах.
  2. В садоводческих товариществах (об особенностях).
  3. В колхозах и кооперативных сельхоз предприятиях.
  4. В жилищных, животноводческих и гаражных кооперативах.

Возможны две формы владения муниципальной недвижимостью. В первом случае, для каждого собственника определяет конкретный участок, который переходит ему во владение, это так называемая долевая форма собственности. Во втором случае, доля недвижимости не определяется, и все земли находятся в общей собственности.

Читать еще:  Кадастровый план земельного участка через Росреестр

Основная цель таких земель — служить удовлетворению коммунальных и сельскохозяйственных потребностей населения.

В том случае, если собственник имеет определенную долю в муниципальном хозяйстве, он может ее продать. Однако приоритетное право покупки имеют те лица, которые также считаются дольщиками данного муниципального хозяйства.

Государственная форма

Вся земля, что не находится в частном или муниципальном владении автоматически причисляется к государственной собственности Российской Федерации (согласно Ч.1 Ст.125 ГК РФ).

Всего имеется два уровня государственной собственности: федеральный и уровень субъектов РФ.

В рамках федерального уровня владения собственностью, государство имеет право на определенные земли. О каких же землях идет речь?

  1. Участки заповедников и парков.
  2. Земли, необходимые для обеспечения безопасности и обороны страны.
  3. Участки, занятые космическими системами и объектами, необходимыми для ядерной энергетики.
  4. Земли, занятые научно-исследовательскими центрами.
  5. Иные территории, предусмотренные существующей Конституцией.

Эти земли государство может передавать в аренду муниципальному или частному владельцу для застройки или выращивания полезных культур. Также государство имеет право скупать частные земли, если они были выставлены своим владельцем на продажу.

На соседних территориях могут сосуществовать земли, находящиеся в гос.собственности, но принадлежащие к разным категориям.

Разобраться с нюансами владения и использования земель можно только в том случае, если внимательно изучить законодательство. Повсеместное распространение частной собственности позволяют владельцу земли распоряжаться недвижимостью по своему желанию, ориентируясь лишь на свои интересы, но данная форма не исключает государственного владения землей. Права на частную, общую и государственную собственность четко регулируются в Гражданском кодексе и в Конституции. Как зарегистрировать земельный участок — читайте тут.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-83 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Публичные земли

В статье рассматриваются понятие “публичные земли”, субъекты публичной собственности на землю: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования

Понятие «публичные земли»

Под «публичными землями» понимают земли (земельные участки), не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц (частной собственности). Условно их можно разделить на две группы:

  • земельные участки, не отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, т.е. земли, государственная собственность на которые не разграничена. Следует подчеркнуть, что субъект права собственности на такие земли (которых в настоящее время большинство в РФ) пока не определен и до момента разграничения прав на них ими распоряжаются органы власти, уполномоченные на то законодательством;
  • земельные участки, отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, то есть земли, государственная собственность на которые разграничена.

В Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) содержится исчерпывающий перечень оснований приобретения права собственности публичными образованиями (ст. 17-19 ЗК РФ): Российская Федерация (федеральная собственность), субъекты РФ и муниципальные образования далее совместно будут именоваться «публичными образованиями».

А. Земельные участки, которые признаны федеральными законами собственностью соответствующих публичных образований.

Пока данное основание применимо только к федеральной собственности. Начиная с 1992 г. был принят ряд федеральных законов, в которых в той или иной форме провозглашалась федеральная собственность на землю (например п. 10 ст. 1 ФЗ от 31 мая 1996 г. “Об обороне”). В ЗК РФ также содержится нормы, признающие земли федеральной собственностью, в частности п. 4 ст. 87 ЗК РФ, согласно которому земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.

Для возникновения права собственности РФ на земельные участки недостаточно одного провозглашения этого в федеральном законе. Необходима также государственная регистрация права собственности на земельные участки в порядке, предусмотренном законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 апреля 2005 г. N 12796/04).

Б. Земельные участки, право собственности на которые возникло у публичных образований при разграничении государственной собственности на землю.

ЗК РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства предусматривают разграничения государственной собственности на землю на: собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований. Правовое основание и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (пп. 9 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», принятие которого предусмотрено пп. 9 п. 1 ст. 1 и п. 2 ст. 16 ЗК РФ, был подписан 17 июля 2001 г. и введен в действие на всей территории России 20 января 2002 г. Процесс разграничения государственной собственности на землю вышеуказанных образований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2001 г. №745 «Об утверждении Федеральной целевой программы “Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» предполагалось завершить к 2008 г. Однако по данным Минэкономразвития России, подсчитано, что если существующие темпы разграничения государственной собственности на землю будут сохранены, то процесс будет завершен к 2023 г. Поэтому в настоящее время рассматривается вопрос об упрощении и ускорении процедуры разграничения.

В. Земельные участки, приобретенные публичными образованиями по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Такими основаниями согласно Гражданскому кодексу РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ), в частности, являются:

  • договоры купли-продажи, мены, дарения или иная сделка об отчуждении имущества (ст. 218 ГК РФ);
  • отказ от права собственности (ст. 236 ГК РФ);
  • реквизиция и конфискация земельных участков у собственников (ст. 242, 243 ГК РФ);
  • изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ);
  • изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением или используется с нарушением законодательства (ст. 284, 285 ГК РФ).

Собственниками земельных участков по гражданско-правовым договорам как правило становятся муниципальные образования и субъекты РФ (например, в порядке реализации преимущественного права покупки земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения).

Важность деления публичных земель на: разграниченные и неразграниченные определяется прежде всего тем, что в зависимости от этого обстоятельства определяется орган власти, уполномоченный на распоряжение ими. Именно этот орган власти принимает заявления лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, предварительно согласовывает место размещения объекта, предоставляет земельные участки для строительства, а также инициирует процесс предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.

Субъекты публичной собственности

В отечественном законодательстве государство (как публично-правовое образование) традиционно рассматривается как особый, самостоятельный субъект права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может выступать и субъектом права собственности (собственником) на землю, земельный участок.

Особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются:

– во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, регламентирующих порядок осуществления принадлежащего им права собственности;

– во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственность в соответствии с российским законодательством может быть как государственной, так и муниципальной. Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты – республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность).

Субъектами права государственной собственности выступают государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, так как ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.

Субъектами права муниципальной собственности согласно с п. 1 ст. 215 ГК признаются городские и сельские поселения и иные муниципальные образования в целом. От имени муниципального образования-собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ), что не делает их однако собственниками данного имущества. Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа. Так, при отчуждении определенного государственного или муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом. Например, приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Министерство культуры и его органы. Если же речь идет об имущественной ответственности государственных образований, то ответчиками по соответствующим искам в большинстве случаев становятся органы Министерства финансов. Но во всех перечисленных ситуациях стороной тех или иных конкретных правоотношений в юридическом смысле выступает государство или иное публично-правовое образование, а не его орган.

Читать еще:  Регистрация сделки купли-продажи квартиры

В современном российском законодательстве не используется понятие «всенародное достояние» («неотъемлемое достояние народов») или аналогичных ему применительно к федеральной или иной государственной собственности. Ранее это понятие использовалось прежде всего в отношении земли и других природных ресурсов (а также некоторых памятников истории и культуры). Оно могло трактоваться в качестве особого правового режима, исключавшего чье-либо (в том числе и государства) право собственности на соответствующий объект. Теперь эти ресурсы рассматриваются как «основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», что не создает для данных объектов никакого специального гражданско-правового режима. Так, это зафиксировано в частности в п. 1 ст. 3 ЗК РФ.

Публичная собственность на землю (собственность публичных образований)

Содержание права собственности, которое распространяется на любые объекты гражданских прав, в том числе земельные участки, установлено гражданским законодательством. Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Кроме традиционного перечня правомочий, установленного в отношении любого собственника (триада) собственник публичных образований имеет полномочия и по управлению собственностью. В ЗК РФ выделены 3 статьи, посвященные вопросам регулирования прав собственности на публичные земли в России – ст. 17 «Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю», ст. 18 «Собственность на землю субъектов РФ», ст. 19 «Муниципальная собственность на землю».

Что означает публичная форма собственности земельного участка

Под публичной формой собственности подразумевают отнесение объекта недвижимости к образованию публично-общественного характера, в свою очередь, под последним имеется ввиду государство в общем, отдельный субъект федерации или же муниципалитет.

Таким образом, множество московских построек пребывает в публичной собственности, то есть ими владеет государство. Для перевода подобной недвижимости в частную собственность, нужно выполнить процесс приватизации. Только таким образом квартира может быть действительно вашей.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Публичная форма собственности: что означает

Действующее законодательство относит государство, согласно сложившимся правовым традициям, к особенным, полностью обособленным субъектам вместе с юридическими и физическими лицами. В подобном правовом статусе, оно может являться самостоятельным субъектом права собственности (выступать собственником).

Одной из важных особенностей правового статуса любого из субъектов, отнесенных к публичной собственности, является наличие у них особенных властных функций, которые позволяют им утверждать нормативные акты, регламентирующие порядок, согласно которому они могут реализовать свои права на собственность, а также в интересах общественности.

Согласно российскому законодательству, у публичной собственности имеется две разновидности: муниципальная и государственная.

Собственность государства можно охарактеризовать множеством различных субъектов, среди которых, в общем, вся Российская Федерация (если говорить об имуществе, представляющем федеральную собственность) и отдельные ее субъекты: республика, область и т. д. (по отношению к имуществу, являющемуся их собственностью).

Из этого следует, что в качестве субъектов права госсобственности могут выступать определенные образования государственного значения: в общем – РФ и территориальные единицы, входящие в ее состав (это может быть республика, край и т. д., однако, речь не идет о властных органах либо органах управления).

Как оформить право собственности на земельный участок, если нет документов?

Как бесплатно получить землю в собственность от государства, читайте тут.

Упомянутые последними принимают участие в обороте имущества в качестве гособразования, и с учетом их компетенции выполняют определенные права публичного собственника (статья 125 Гражданского кодекса).

Собственность муниципалитета является публичной, и не относится к частной, так как субъекты ее относятся к структуре публично-правовых образований. Муниципальная собственность не относится к разновидности госсобственности, а является полноценным видом публичной собственности.

Это связано с тем, что муниципальные образования нельзя считать образованиями государственного типа (на этой позиции основывался действовавший раньше Закон о собственности).

Но как отдельные участники имущественных правоотношений, у них появляется отдельный публично-правовой статус. По этой причине, их позиция как собственников основывается на модели госсобственности.

В список субъектов права муниципальной собственности, согласно пункту 1 статьи 215 Гражданского кодекса, входят поселения сельского и городского типа и прочие муниципальные образования в общем.

Наделяться правомочиями собственника (муниципального образования), выступая от его имени в рамках ограниченной компетенции, могут определенные органы, согласно пункту 2 статьи 215 Гражданского кодекса, но перенять полностью права собственника конкретного имущества они, все же, не могут.

Вопрос определения муниципального или госоргана, имеющего право представления, в ряде имущественных правоотношений, интересов определенного образования (муниципального или же государственного), разрешается компетенцией подобного органа, установленной законодательно.

К примеру, при отчуждении имущества муниципального или государственного вида в частный вид собственности в ходе приватизационного процесса, от имени владельца и с учетом положения о приватизации предприятий муниципального или госзначения, действуют управляющие имуществом фонды и комитеты.

Собственниками акций и долей участия предприятий, прошедших приватизацию, являются определенные фонды, отвечающие за государственное имущество.

А в ходе реализации с аукционов контрабандных предметов, чья конфискация произведена в государственную пользу, права стороны-отчуждателя могут делегироваться соответствующим органам таможни.

Если затрагивается вопрос о приобретении или продаже имеющихся в госвладении памятников истории и культуры, то действия эти выполняются с привлечением стороны, уполномоченной на выполнение охраны подобных памятников (Министерство культуры и его органы).

Когда же говорится об ответственности имущественного характера гособразований, то в качестве ответчика, в большей части случаев, выступают отдельные органы Минфина.

Однако в каждом из указанных случаев, в качестве стороны определенных видов правоотношений, в юридическом плане является именно государство или же его публично-правовые образования, но не органы.

Публичная форма собственности: плюсы и минусы

Какими преимуществами обладает публичная форма собственности?

Большая часть из тех людей, кто снимает госквартиры, стремятся как можно быстрее провести их приватизацию. Однако необходимости делать этого нет.

Это связано с тем, что даже такое, находящееся в собственности у публичного образования жилье, имеет ряд весьма значимых преимуществ, в список которых включено:

  • Отсутствие обязательных налоговых платежей за недвижимость. Сумма сбора в объеме от 0,3 до 2 процентов от стоимости жилья по кадастру оплачивается исключительно владельцами. Наниматели в подобных выплатах участия не принимают;
  • Наличие возможностей улучшить жилищные условия. При несоответствии параметров квартир санитарным нормам, вам будет предоставлено жилье с большей площадью. В тот же момент, частная собственность предусматривает ее замену (с помощью государства) лишь на идентичную жилплощадь;
  • Передача иной квартиры на замену той, что была утрачена. При возникновении повреждений жилья по причине форс-мажора, государство обязано будет предоставить жилье;
  • Наличие защиты от мошеннических действий. Государственное жилье невозможно просто перевести на любое лицо. По этой причине, злоумышленники даже не предпринимают никаких действий по завладению жильем, имеющим подобный статус.

Активная практика публичной формы собственности действовала в советские времена. И сейчас множество жилых домов пребывает в госсобственности. При этом целый перечень преимуществ выгодно выделяет их на фоне той же частной собственности.

Имеет ли публичная собственность минусы

Многие московские квартиры имеют два минуса, и для многих они являются существенными. Первое, такую недвижимость не реализуешь, не подаришь, не обменяешь и т. п.

Поскольку владельцем квартиры является именно государство, то ему и принадлежит право решения дальнейшей судьбы недвижимости.

Вторым минусом являет весомый риск лишения жилплощади. При нарушении нанимателями закона, их могут вполне законно выселить, причем, не предоставляя иного жилья.

Если же происходит выселение добросовестных граждан, государство должно предоставлять жилье. Когда же идет речь о собственнике квартиры, его выселение из дома будет неправомерным.

По этой причине, чтобы иметь возможность распоряжения своим имуществом на полных основаниях, необходимо выполнить приватизацию. Однако не спешите проводить приватизацию аварийного жилья, поскольку предоставление жилья взамен, в таком случае, не предусмотрено.

Проявление публичной формы собственности характеризуется тем, что недвижимость принадлежит определенному гособразованию. Граждане, проживающие в подобной недвижимости, являются нанимателями.

Если у вас в пользовании имеется такая квартира, то ответственности за нее на ваших плечах меньше. Но также уменьшается и объем прав по использованию жилья.

По этой причине, нужно взвесить все за и против, и определиться, переводить ли недвижимость в частную собственность или оставить все как есть.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

{SOURCE}

Ссылка на основную публикацию