Зонирование земель населенных пунктов

Что такое зонирование земель и как оно осуществляется

Деление земель на категории по целевому назначению — базовый принцип земельного законодательства РФ. В соответствии с ним, правовой режим участков определяется их принадлежностью к определенной категории и разрешенным использованием. В связи с этим зонирование земель и отнесение к одной из установленных Земельным кодексом РФ категорий является обязательным мероприятием.

Что такое зонирование земель

Требование о проведении зонирования установлено в ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» . Земельное законодательство РФ определяет разные виды земельно-правового зонирования для:

Итак, зонирование земель — это их разделение на участки с разным целевым назначением и правовым режимом использования.

Такое разделение производится согласно планам развития территорий, главные принципы и положения которого определяет Правительство РФ. Утверждение этих планов относится к компетенции органов местного самоуправления или государственной власти. Решения, принятые ими в отношении земельного зонирования, обязательны к исполнению для всех форм собственности и других прав на наделы.

Подобные нормативные акты регламентируют порядок:

  • создания основных инженерно-транспортных коммуникаций;
  • плотности застройки;
  • посадки зеленых насаждений;
  • расположения культурных и социально-бытовых объектов обслуживания населения;
  • иного использования земли.

Как производится зонирование земель населенных пунктов

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ , зонирование — это разделение населенных пунктов и отдельных их территорий на зоны при градостроительном планировании развития. Подобное деление определяет виды градостроительного использования таких зон и устанавливает ограничения их применения.

Зонирование земель населенных пунктов производят органы местного самоуправления, курирующие разработку и реализацию правил застройки. Это относится к территориям сельских и городских населенных пунктов, прочих муниципальных образований.

Правовой режим использования установленных территориальных зон определяется градостроительным регламентом и документацией.

Зоны различного функционального назначения и ограничения их использования отражаются в генеральном плане города или других населенных пунктов (ст. 35 Градостроительного кодекса РФ). Территориальное зонирование земель фиксируется в схемах, включенных в правила застройки. Они представляют собой:

  • графический материал — кодовые обозначения зон разного функционального назначения и их границы;
  • текстовые материалы — градостроительные регламенты для каждой из установленных зон.

Деление населенных пунктов на территории устанавливает правила использования объектов недвижимости (земли и строений) по градостроительному регламенту, ограничения и сервитуты.

К земельным участкам и иным объектам недвижимости, расположенным в пределах территориальной зоны, в равной мере применяется правовой режим, установленный градостроительным регламентом.

Согласно ст. 54 Градостроительного кодекса, сведения о зонировании и регламентах территориальных зон должны быть включены в государственный градостроительный кадастр.

Что входит в состав земель населенных пунктов

Земли, на которых располагаются населенные пункты, занимают относительно небольшие площади, в отличие от иных категорий территорий. Однако именно на них сосредоточена основная часть населения.

В состав территорий населенных пунктов входят зоны, отнесенные к землям:

  • транспортной и инженерной инфраструктуры;
  • жилым;
  • общественно-деловым;
  • производственным;
  • рекреационного назначения;
  • сельскохозяйственного использования;
  • особо охраняемых территорий;
  • специального назначения;
  • расположения военных объектов.

Как устанавливаются границы территорий в населенных пунктах

Границы территориальных участков фиксируются на карте градостроительного зонирования. Они отвечают требованию принадлежности определенного земельного надела к одной территориальной зоне. Это значит, что формирование одного участка из нескольких, расположенных в разных территориях, не допускается.

Применительно к одному земельному участку территориальная зона, как правило, не устанавливается. На картах выделяются границы:

  • территориальных зон;
  • территорий объектов культурного наследия;
  • зон с особыми условиями использования.

Как осуществляется зонирование участка

Чтобы обеспечить функциональное использование земли с учетом отнесения ее к определенной категории, необходимо осуществить зонирование территории земельного участка. Такое деление предполагает разграничение площади дачного или приусадебного надела на отдельные зоны, несущие различную функциональную нагрузку, а также спланированные связи между ними.

Хотя план зависит от приоритетов и желаний его владельца, стандартно выделяют определенный перечень подобных территорий.

Главные функциональные зоны

Обычно зонирование дачного участка предполагает выделение на территории следующих функциональных зон:

  • въездной (парадной);
  • жилой;
  • хозяйственно-бытовых построек;
  • садово-огородной;
  • игровой;
  • предназначенной для отдыха.

Планирование жилой зоны и территории хозяйственных построек

Определение функциональных территорий осуществляется на стадии проектирования. Площади, выделяемые под конкретные цели, выражаются в процентном отношении и строго соблюдаются.

Поскольку основной элемент участка — жилая зона, ее обычно планируют в первую очередь. В зависимости от назначения территории участка дом может находиться в разных ее частях. Например, если земля будет использоваться для выращивания овощей и фруктов, жилое строение обычно располагают около ограждения. Если же участок предназначается для создания живописных ландшафтов, жилой дом размещают в соответствии с разработанным проектом.

Зонирование участка 15 соток с домом предполагает наличие хозяйственной зоны. Как правило, она находится рядом с садового-огородной и на ней размещают:

  • теплицу,
  • сарай,
  • гараж,
  • баню.

На этой территории главный акцент делают на практичности, поэтому она оснащается мощеными дорожками и площадками.

Что такое кадастровый квартал

Чтобы наделить земельные участки характерными признаками с последующей нумерацией, на территории РФ ведется кадастровое деление на округа, районы и кварталы. Эти соподчиненные единицы обеспечивают визуализацию любого надела, сведения о котором имеются в ГКН.

Кадастровый квартал — часть района и округа, представляющая собой минимальную единицу деления. Границы квартала формируется с учетом созданных человеком искусственных объектов, а также природных особенностей местности.

У каждого кадастрового квартала есть уникальный учетный номер. Он состоит из кода кадастрового района и порядкового номера квартала, например, 16:13:141213.

В границах кадастрового квартала находятся небольшие населенные пункты, городская или поселковая застройка и иные территории.

Уникальный код земельного участка представляет собой номер кадастрового квартала и порядковый номер надела. Это позволяет идентифицировать участок в единой базе данных ЕГРН по объектам недвижимости.

Узнайте подробнее, какие территории могут входить в кадастровый квартал.

Выводы

Любые земельные участки независимо от формы собственности относятся к определенным категориям земель, установленным территориальным зонированием. Каждый надел имеет уникальный кадастровый номер, цели использования и ограничения. Их правовой режим определяется градостроительной документацией и регламентом.

Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий

В состав земель населенных пунктов входят земли, которые отнесены к жилым территориям.

Владельцам собственности в виде земельного участка перед тем, как использовать свой участок обязательно необходимо узнать о том, что такое правила землепользования и застройки, что в них прописано, что такое градостроительная документация, для чего она нужна. Без этого корректное и законное использование территорий может быть невозможно.

Понятия состава земель населенных пунктов и зонирования территорий

Земли населенных пунктов, в сравнении с остальными землями, занимают сравнительно небольшую площадь, но при этом именно на этих землях проживает большая часть населения. Кроме того, в состав земель населенных пунктов входят:

  • земли, на которых расположены военные объекты;
  • земли, которые отнесены к жилым территориям;
  • земли, на которых расположены производственные объекты;
  • земли, на которых расположены инженерные объекты;
  • земли, использующиеся для сельскохозяйственных нужд;
  • земли особого назначения;
  • земли, на которых расположены общественно-деловые объекты.

Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) представляет собой объемный свод правил и документации, которые разрабатываются на уровне муниципалитета. Именно за счет вышеназванных правил разрабатываются, определяются и разграничиваются территории конкретного муниципального района.

Под сельскохозяйственные нужды обычно отводится не менее 30% всех земель при условии, что земля является пригодной для окультуривания и использования по прямому назначению. Для жилого фонда обычно выделяется около 30 – 40% всех земель муниципалитета, а остальное в равной степени распределяется между остальными объектами.

Градостроительная документация подразумевает создание индивидуального градостроительного регламента для каждой зоны в муниципальном районе. К примеру, если создается абсолютно новый поселок, то в градостроительной документации будет указано не только наименование и принадлежность земель, их размер, расположение и кадастровые номера, но и будет прилагаться технический план всего поселка, где четко прописано, как именно будут соседствовать земли.

При этом стоит учитывать, что градостроительная документация разрабатывается для каждого участка отдельно, но для находящихся на одной территории она будет единой.

К примеру, на несколько стоящих рядом жилых объектов будет приходиться один-два общественно-деловых или промышленных. При этом при грамотном и рациональном зонировании территорий муниципалитет обычно выступает за то, чтобы рядом с промышленными объектами, которые могут причинить вред жителям, находились жилые территории на значительном расстоянии.

Читать еще:  Договор подряда на выполнение строительных работ: образец

Однако не всегда такой подход дает результаты, поскольку инфраструктура быстро развивается, а пустующие участки земли неопределенного характера не прибавляют новому населенному пункту веса. Да и градостроительный регламент не подразумевает наличия неопределенных участков при зонировании территории.

Особенности границы территориальных зон

Согласно статье 85 Земельного кодекса РФ градостроительный регламент подразумевает, что у каждой территории должны быть четкие границы после зонирования. Так, к примеру, при определении участка как жилого, устанавливаются четкие границы данного участка, которые не должны пересекать границы объекта другой принадлежности.

Например, жилые участки не могут пересекать промышленные и наоборот, поскольку это будет противоречить действующему законодательству, нарушать границы, установленные в порядке действующих нормативно-правовых актов.

При этом не стоит путать два понятия: границы территории жилого участка земли и частные границы участка.

Правила землепользования и застройки подразумевают, что первое понятие – это большой, не разделенный на частные участок земли, который отведен для застройки жилыми домами. Второе же понятие – это частная собственность лица, который выкупил часть этого большого земельного участка для себя.

Градостроительный регламент утверждает:

  • виды участков, разделенных по территориальным зонам.
  • требования и рекомендации для сохранения объектов культуры, природных зон, находящихся под охраной, а также остальных объектов, которые подлежат защите государства по действующему законодательству;
  • документацию, согласно которой будут развиваться муниципальные образования в дальнейшем;
  • цели, с которыми используются участки, насколько это соответствует их изначальному и законному назначению.

А также данный регламент допускает возможность сочетания различных объектов (по их принадлежности после зонирования) между собой.

Градостроительный регламент не может быть установлен в отношении участков земли, отведенных под лесной фонд, а также для водных объектов, стратегических, военных, секретных, охраняемых государством согласно различным нормативно-правовым актам.

Правила землепользования и застройки подразумевают, что участки земли, на которые не могут быть составлены градостроительные регламенты, четко устанавливаются органами федеральной исполнительной власти и ее представителей, органами местного самоуправления и их представителями, органами исполнительной власти конкретного субъекта. Разработка градостроительной документации осуществляется строго в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

Порядок зонирования территорий

Правила землепользования и застройки – это не разновидность градостроительной документации. Это разработанный на уровне муниципалитета план и правила, согласно которым определяется принадлежность земельных участков после их создания, изменения или купли-продажи.

К примеру, организация, выкупив жилой земельный участок, может ходатайствовать о том, чтобы перевести его в разряд общественно-деловых или промышленных. Вынесение решения возложено на муниципалитет, который вправе как удовлетворить такое ходатайство, так и отказать.

Зонирование территорий муниципалитета подразумевает следующие действия:

  • разработка правил землепользования и застройки;
  • разделение участков земли в соответствии с нуждами муниципального района (при наличии слишком большого объема промышленных земель и земель сельскохозяйственного назначения введение в муниципалитет жилого фонда обосновано, например);
  • присвоение каждому участку своего целевого назначения.

Согласно действующему земельному законодательству для участков, которые находятся на одной территории и имеют один статус (например, жилого фонда), разрабатывается единый градостроительный регламент. Именно поэтому чаще всего при зонировании территорий учитывают и этот аспект. В результате чего жилые участки находятся рядом с жилыми, промышленные с промышленными и т.д.

Несоответствующее использование земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости с градостроительным регламентом территориальных зон

Градостроительный регламент, как часть градостроительной документации, подразумевает четкое описание того, к какой именно целевой принадлежности относится земельный участок. Если он обозначен, как жилой, то использовать его можно только в целях постройки жилых домой (как частных, так и многоквартирных).

Нередко на практике встречаются ситуации, когда земельный участок, отведенный под жилые нужды, используется собственниками с другими целями. Например, для постройки и открытия магазина, конторы и любого другого нежилого объекта.

В этом случае есть два пути:

  • Обратиться в муниципалитет для ходатайства о смене целевой принадлежности участка. Решение выносится исключительно на усмотрение муниципалитета и существующих нормативно-правовых актов, которые или подтверждают возможность смены фонда (из жилого в промышленный), или запрещают такой шаг.
  • Снести построенный объект, оплатить штраф, который будет обязательно возложен в ходе административной проверки, или же понести другое наказание, которое предусмотрено действующим законодательство.

При несоответствующем использовании земельного участка и при согласии муниципалитета на перевод его под ту целевую принадлежность, с которой он сейчас эксплуатируется, градостроительный регламент составляется заново.

При этом изменения могут коснуться нескольких объектов сразу, если из жилого массива участок переходит в разряд промышленных или общественно-деловых. В этом случае разрабатываются новые регламенты градостроительной документации: для нового целевого участка и для старого жилого фонда.

Зонирование территорий на землях населенных пунктов: условия, порядок и состав территориальных зон

градостроительное зонирование. Градостроительное зонирование осуществляется путем принятия и реализации правил землепользования и застройки.

Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:

1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;

2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;

3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;

4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:

1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;

2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;

3) определенных Градостроительным кодексом РФ территориальных зон;

4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

5) планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории;

6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.

Границы территориальных зон могут устанавливаться по:

1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;

2) красным линиям;

3) границам земельных участков;

4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;

5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

6) естественным границам природных объектов;

7) иным границам.

В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В состав жилых зон могут включаться зоны:

1) застройки индивидуальными жилыми домами;

2) застройки малоэтажными жилыми домами;

3) застройки среднеэтажными жилыми домами;

4) застройки многоэтажными жилыми домами;

5) жилой застройки иных видов.

3. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

Читать еще:  Какую ставку в ипотеке выбрать?

В состав общественно-деловых зон могут включаться:

1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;

2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;

3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;

4) общественно-деловые зоны иных видов.

Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.

В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:

1) коммунальные зоны – зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;

2) производственные зоны – зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;

3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.

В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:

1) зоны сельскохозяйственных угодий – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.);

2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

В состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8411 – | 8029 – или читать все.

93.79.246.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья 85. Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 85 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Статья 85 . Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 85 ЗК РФ

1. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в пункт 2 статьи 85 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

2. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

ГАРАНТ:

См. Примерные состав и содержание градостроительных регламентов территориальных зон поселений, установленные МДС 30-1.99

3. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 215-ФЗ в пункт 4 статьи 85 настоящего Кодекса внесены изменения

4. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:

виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;

их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.

Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

5. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

6. Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.

7. Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.

8. Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.

9. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

10. В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 – 100 настоящего Кодекса.

Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в пункт 11 статьи 85 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

Читать еще:  Оплата коммунальных услуг через интернет

11. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах – земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, – используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

12. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

ЗОНИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ

студент Юридического института Сибирского федерального университета,

ZONING OF LAND SETTLEMENTS: SOME ASPECTS

Elena Lokhanskaya

4th year student law Institute Siberian federal University,

Ключевые слова: земельный кодекс; градостроительный кодекс; территориальное зонирование; красные линии; публичные слушания.

Keywords: landed code; town-planning; territorial zones; red line; public hearing.

В настоящее время на практике возникает множество требующих изучения вопросов, непосредственно связанных с зонированием земель населенных пунктов – категории земель в земельном фонде Российской Федерации, являющейся пространственно-опционным базисом для размещения жилых, производственных, общественно-деловы Главной целью таких земель является обеспечение благоприятных условий. Для этогем устанавливается правовой режим территорий исходя из их принад­лежности к той или иной категории земель, вида разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Для земель населенных пунктов определяющее значение имеют их использование по назначению, единство правового регулирования использования указанных земель и зданий, строений, сооружений, на них расположенных [1, с. 52]. Помимо этого можно выделить отличи­тельные признаки таких земель, как: застройка населенных пунктов (создание зданий и сооружений на всей территории населенного пункта или ее частях), развитие населенных пунктов (улучшение социально-экономических, экологических условий, условий жизни и работы людей, основанное на деятельности в области технического сотрудничества, совместных мероприятиях государственного и частного секторов) и граница (то, что отделяет земли населенных пунктов от иных категорий земель) [2, ст. 83]. Важно понимать, что внутри границ населенного пункта могут находиться земли только одной категории.

В целях организации использования и охраны земель, находящихся ввиду отграничения земель населенных пунктов от других земель границами городских и сельских населенных пунктов в ведении органов государственной власти и местного самоуправления, вся территория насе-ленного пункта в пределах его границ делится на территориальные зоны.

Градостроительное зонирование осуществляется посредством разработки специального документа – правил землепользования и застройки, утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Правила должны содержать: порядок применения и внесения изменений в правила землепользования и застройки, карту градостроительного зонирования (графически устанавливает и отображает границы территориальных зон, отвечающие требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной террито­риальной зоне) и градостроительные регламенты (по сути, технические нормы, своеобразные публично-правовые правила пользования и застройки земельных участков [3]).

Изменение зонирования земель населенных пунктов затрагивает не только картографические, географические и иные территориальные характеристики, но и правовую, социально-экономическую и иные сферы общества. В процессе проектирования и последующего освоения территорий поселений необходимо местоположение границ земельного участка определять с учетом красных линий, обозначающих существую­щие, планируемые границы территорий общего пользования, границы территорий, занятых линейными объектами или предназначенных для размещения линейных объектов [4].

Красные линии подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами планировки территории, проектах межевания, планировки магистралей, улиц и площадей, инженерно-транспортных коммуникаций. Априори они должны обладать вполне определенными правовыми и техническими характеристиками [5, c. 141-148], однако граждане и организации чаще сталкиваются с тем, что о существовании красных линий узнают непосредственно, обращаясь в органы местного самоуправления, например, с заявлениями о предоставлении в собственность земельного участка под зданием, получая отказ, поскольку часть участка зарезервирована для муници­пальных нужд, участок относится к землям общего пользования либо спорный участок находится в границах красных линий.

При проведении изменений градостроительной ситуации [6] нередко возникают случаи, когда красные линии проходят по территории уже образованных и поставленных на кадастровый учет земельных участков, принадлежащих гражданам или юридическим лицам на определенном вещном праве [7, с. 24-26], возникают ситуации, когда земельный участок находится в разных территориальных зонах и имеет различный вид разрешенного использования. Такое положение вещей на практике чинит препятствия узаконения владения конкретным земельным участком. По логике законодателя созданию таких ситуаций должна препятствовать процедура проведения публичных слушаний. Они предоставляют каждому возможность участвовать в обсуждении общественно значимых вопросов, имеющих существенное значение для граждан. Их конечной целью является выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. По идее процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязы­вающего органы власти проводить публичные слушания по опреде­ленным вопросам. Вместе с тем, жителям муниципальных образований получить информацию о проведении публичных слушаний довольно затруднительно (порядок опубликования актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, такую информацию найти так уж и просто, например, устав города Красноярск [8] и решение городского совета депутатов о проведении публичных слушаний [9]). В свою очередь результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер и их учет может быть затруднителен, если при изменении границ муниципального образования (например, расширения городского округа за счет сельского поселения) жители этих муниципалитетов высказали различное суждение о его необходимости.

Соответственно в настоящее время наблюдается рост конфликтных ситуаций и судебных разбирательств по обжалованию результатов публичных слушаний, что в целом дискредитирует институт публичных слушаний в глазах правообладателей недвижимости муниципального образования [10, с. 21-35]. В результате население склонно воспринимать предложения по изменению границ враждебно либо нейтрально, не осознавая значимость принимаемых решений. Существующие проблемы зонирования земель населенных пунктов на современном этапе развития общества в одном из аспектов сводятся к низкому уровню осведомлённости населения муниципальных образований по вопросам разработки и изменения проектов генеральных планов населенных пунктов, проектов правил землепользования и застройки, проектов документации по планировке территории, заявлений о предоставлении разрешений на условно разрешенные виды исполь­зования недвижимости, заявлений о предоставлении разрешений на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, определенных правилами землепользования и застройки.

В связи с этим, для разрешения указанных проблем предлагается разработать эффективную модель пространственно-экономической организации земель. Примерами реализации таких моделей являются американская модель зонирования (Нью-Йорк) и немецкая модель планирования (Берлин) [11].

Список литературы:

  1. Лисина Н.Л. Правовой режим земель поселений: дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2003. – С. 52.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Рос. газ. – 2001. – № 211-212.
  3. Чубаров В.В. Проблемы правового регулирования недвижимости. – М.: Статут, 2006. – 336 c.
  4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // Рос. газ. – 2004. – № 290.
  5. Нигматуллина Э.Ф., Сафин З.Ф. Понятие земель общего пользования и их правовой режим // Ученые записки Казанского государственного универси-тета. – Казань: Изд-во Каз. Гос. ун-та, 2010. – Т. 152. – Кн. 4. – С. 141-148.
  6. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации: постановление Госстроя РФ от 6 апреля 1998 г. № 18-30 // Бюллетень строительной техники. – 1998. – № 6.
  7. Трубкин Н.В. К вопросу о правовом статусе красных линий // Юрист. – М.: Юрист, 2012. – № 14. – С. 24 – 26.
  8. Устав города Красноярска [Текст]: принят решением Красноярского городского Совета от 24 декабря 1997 г. № В-62: в ред. от 13.11.2015 // Городские новости. – 1998. – № 4.
  9. Об утверждении положения об организации и проведении публичных слуша-ний в городе Красноярске: решение Красноярского городского совета депу-татов от 25 февраля 2009 года № 5-72 // Городские новости. – 2009. – № 32.
  10. Сафарова М.Д. Практика применения института публичных слушаний в градорегулировании // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2015. – № 9. – С. 21 – 35.
  11. Gesetz über die Bildung einer neuen Stadtgemeinde Berlin, (Groß-Berlin-Gesetz) vom 27. April 1920. Закон об образовании нового Берлина («Закон о Большом Берлине») от 27 апреля 1920 г.

{SOURCE}

Ссылка на основную публикацию