Перераспределение земельного участка с землями муниципальной собственности

Статья 39.27. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой

Статья 39.27 . Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 39.27 ЗК РФ

1. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в следующих случаях:

Информация об изменениях:

Подпункт 1 изменен с 1 сентября 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

1) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;

Информация об изменениях:

Подпункт 2 изменен с 1 сентября 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

2) земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;

3) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу;

Информация об изменениях:

Пункт 1 дополнен подпунктом 4 с 2 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

4) границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, приводятся в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 2 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

2. В случаях, указанных в подпунктах 1 – 3 пункта 1 настоящей статьи, перераспределение земель или земельных участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Статья 39.27 дополнена пунктом 2.1 с 2 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

2.1. В случае, указанном в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, перераспределение земель или земельных участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами и лицами, которым предоставлены такие земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, при наличии утвержденного проекта межевания территории.

3. В случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа.

4. В случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории, в соглашении либо решении о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории.

5. В случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, планируется в соответствии со схемой расположения земельного участка, данная схема является обязательным приложением к соглашению либо решению о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом данная схема утверждается указанными соглашением либо решением.

6. Соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно содержать обязательство сторон по обеспечению образования земельных участков, включая распределение бремени расходов, связанных с выполнением кадастровых работ по образованию земельных участков, а также информацию о правах, возникающих на образуемые земельные участки.

7. Соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено, а решение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть принято при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) осуществляется перераспределение земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу, и отсутствует согласие в письменной форме указанного лица;

2) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в подпункт 3 пункта 7 статьи 39.27 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

3) границы земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”;

4) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

5) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предоставлении.

Информация об изменениях:

Статья 39.27 дополнена пунктом 8 с 2 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

8. В случае, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено при наличии обстоятельств, указанных в пункте 7 настоящей статьи, а также при наличии следующих обстоятельств:

1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи;

2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

3) на подлежащем перераспределению земельном участке, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, в результате такого перераспределения будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;

4) проектом межевания территории предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

Читать еще:  Как оформить в собственность арендованную землю?

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Использование земель

Москва
+7 499 553-09-05
Санкт-Петербург
+7 812 448-61-02
Россия
+7 (800) 550-38-47

Перераспределение земель государственной или муниципальной собственности между собой

Содержание статьи:

Основания перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности между собой

Земли, принадлежащие государству или муниципалитету, как и другие земельные массивы, могут участвовать в процедуре перераспределения. Чтобы осуществить данный процесс необходимо, чтобы имелись законные основания, и участки отвечали всем обязательным требованиям, предъявляемым к ним. В статье 39.27 ЗК РФ описаны случаи и условия перераспределения территорий:

  1. Все государственные или муниципальные земли, между которыми выполняется процесс перераспределения, не должны находиться во временном распоряжении граждан, организаций, уполномоченных ведомств. Исключением является установление сервитута.
  2. Один из государственных или муниципальных земельных участков, между которыми выполняется процесс перераспределения, не должен находиться во временном распоряжении граждан, организаций, уполномоченных ведомств. Исключением является установление сервитута.
  3. Все перераспределяемые участки состоят в собственности или временном пользовании у одного лица.

Перераспределение земель выполняется в рамках обозначенных положений и руководствуясь законодательным регламентом.

Соглашение и решение о перераспределении земельных участков государственной или муниципальной собственности между собой

Процесс перераспределения земель происходит в рамках подписанного соглашения между ответственным ведомством, кроме ситуаций, когда полномочия на площади находятся у одного и того же органа. В таком случае процедура выполняется на основании решения, вынесенного ответственным субъектом.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Если процедура перераспределения происходит на основании утвержденного проекта межевания территории, в соглашении или решении о перераспределении земельных участков указываются реквизиты документа, утверждающего проект межевания.

Договор (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения о перераспределении земельных участков]) заключается между собственниками наделов, в частности, между городскими властями или государственными органами.

В документе прописываются такие обязательные моменты, как:

  • участники правоотношений;
  • данные о наделах, участвующих в образовании новых массивов;
  • обоснование прав сторон на земли;
  • полномочия и обязательства сторон, в рамках образования новых наделов;
  • порядок оплаты расходов, возникших при проведении обязательных кадастровых работ;
  • сведения о распределении полномочий на новообразованные массивы.

В решении указывается информация о назначении данной процедуры относительно конкретных массивов.

Порядок перераспределения земель государственной или муниципальной собственности между собой

Процедура происходит в рамках оговоренного регламента. Различаются следующие этапы:

  1. Владельцы земель договариваются о проведении процедуры перераспределения.
  2. Оговариваются условия, и выносится соответствующее решение.
  3. Кадастровым инженером проводятся необходимые работы по определению границ новых участков.
  4. Составляются и согласовываются межевые схемы.
  5. Оформленные на каждый массив межевые дела ставятся на кадастровый учет и получают индивидуальный номер.
  6. После получения документов, собственники земель подают заявку для постановки на учет в Росреестре.

В итоге каждый из участников правоотношений приобретает землю, но в измененных границах.

Отказ в перераспределении земель государственной или муниципальной собственности между собой

Решение о перераспределении между собой земель, состоящих в госсобственности или владении городских властей, не выносится, а соглашение о перераспределении земельных участков между владельцами не заключается в случаях:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • если перераспределение участков, принадлежащих одному лицу осуществляется без его согласия;
  • если процедура изменения границ будет проводиться относительно массивов, принимающих участие в аукционе либо вынесено решение о начальном согласовании выделения участка, период действия которого еще не окончен;
  • если границы участка нуждаются в уточнении;
  • при наличии законных причин для вынесения отказа в утверждении схемы размещения надела;
  • если в отношении одного из перераспределяемых земельных участков подана заявка о его предоставлении и еще не вынесено отрицательное решение.

Пример по перераспределению земель государственной или муниципальной собственности между собой

Администрация города обратилась к унитарному предприятию, с предложением о проведении перераспределения двух соседствующих участков, с целью передать часть земли, необходимой унитарному предприятию для постройки котельной, а взамен получить площадь, которая может быть использована под организацию парковки для сотрудников администрации.

Унитарное предприятие ответило согласием на внесенное предложение, и административный орган приступил к подготовке обязательных документов, поскольку это входило в его функции.

После того как пакет документов был собран и произведены все необходимые кадастровые процедуры по определению границ новых участков, стороны заключили соглашение и приступили к процессу передачи.

Через месяц, после оформления отношений, администрация уже приступила к устройству парковки, когда выяснилось, что в отношение прежнего участка, принадлежащего унитарному предприятию, имелось предварительное согласование о его передаче в распоряжение некоммерческой религиозной организации.

В итоге процедура перераспределения была признана недействительной. Через некоторое время земля была отдана под застройку, а администрации пришлось устраивать парковку в другом месте.

Заключение

В завершение написанного можно сделать несколько выводов:

  1. Процедура перераспределения выполняется в рамках имеющегося регламента и при существовании законных оснований.
  2. Если собственником земель является одно и то же ведомство, а процесс производится в рамках одного и того же права, решение выносит указанный уполномоченный орган.
  3. Перераспределение оформляется в виде соглашения тогда, когда собственники у территорий разные.
  4. В соглашении обязательно должны быть описаны существенные условия правоотношений, а в решении указывается информация о непосредственном назначении процедуры.
  5. Порядок осуществления процедуры включает в себя проведение обязательных кадастровых работ с целью образования участков в новых границах. Финальным этапом является регистрация новообразованных земель в Росреестре.
  6. В ряде ситуаций невозможно заключение соглашения и вынесение решения. Обстоятельства, при которых выносится отказ, указаны в земельном кодексе.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по перераспределению территорий государственной или муниципальной собственности между собой

Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Анастасия. Я подала заявку на оформление участка в собственность, и никакого итогового акта вынесено еще не было, однако, мне пришло уведомительное письмо о том, что площадь, которую я хотела получить, подвергнут перераспределению. Новый же массив будет передан под застройку.

Подскажите, могу ли я еще претендовать на землю или стоит обратиться с заявкой насчет другого участка?

Ответ: Здравствуйте, Анастасия. В ст. 39.27 ЗК РФ указаны ситуации, когда перераспределение не выполняется. Подобной ситуацией считается та, в рамках которой имеется заявление о выделении участка в использование. То есть в вашем случае, пока на переданное заявление не вынесено конкретное решение – отказ или постановление о передаче территории, земельный участок не может принимать участие в процедуре перераспределения.

Если решение по вашей заявке будет вынесено неправомерно, то вам следует обратиться к должностному лицу с жалобой. При отсутствии действий с его стороны можно подать иск в суд с требованием признать вынесенный акт об отказе незаконным и повторно рассмотреть вопрос.

Список законов

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Читать еще:  Доверенность на представление в суде физического лица

ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПУТЁМ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ С ЗЕМЛЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

студент, кафедра геодезии, землеустройства и кадастров ДВФУ,

РФ, г. Владивосток

канд. техн. наук, ст. преподаватель ДВФУ

РФ, г. Владивосток

Образование земельного участка – это создание нового объекта недвижимого имущества, то есть установление местоположения его границ, в результате чего, такой земельный участок становится объектом государственного кадастрового учёта и объектом права на землю. Также можно сказать, что формирование земельного участка – это комплекс организационных действий и работ, направленных на индивидуализацию земельного участка как объекта гражданских прав, в том числе подготовка документов, содержащих необходимые сведения о земельном участке для осуществления государственного кадастрового учета и для осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимости.

Перераспределение – один из способов образования земельных участков. При данном способе образования несколько смежных земельных участков прекращают свое существование, и получается несколько новых земельных участков из соседних земель, либо собственники земельных участков могут перераспределить границ своих земельных участков с землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

Собственники земельных участков могут перераспределить их при различных обстоятельствах (существующая конфигурация не устраивает владельцев смежных земельных участков, собственник земельного участка фактически использует площадь больше, чем находится у него в собственности). Перераспределение земельных участков позволяет изменить их конфигурацию. При перераспределении площадь земельного участка может увеличиваться за счет неразграниченных земель.

До внесения изменений в Земельное законодательство не предусматривалось перераспределения между земельными участками, находящимися в собственности граждан и землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности. С внесением изменений в Земельный кодекс Российской Федерации у граждан появилась возможность оформить уже используемые территории, которые до этого оценивались административными органами как «самовольно захваченные» или те земельные участки, которые, по мнению физических и юридических лиц, являются свободными.

Правила, по которым происходит перераспределение земельных участков, прописаны в статье 11.7 ЗК РФ. Согласно данной статье, при перераспределении нескольких смежных земельных участков будет образовано несколько новых смежных земельных участков, а существование участков, из которых образовались новые, прекращается. При перераспределении неразграниченных земель и земельного участка образуется новый земельный участок, а существование исходного прекращается [1].

С изменениями ЗК РФ в него было внесено дополнение – новая глава, которая регулирует порядок перераспределения:

– земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности между собой;

– земельных участков, которые находятся в частной собственности и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности (глава V.4) [1].

Перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности допускается в 4-х случаях:

1) перераспределение участка в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории;

2) перераспределение допускается, когда земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

3) перераспределение земель и земельных участков на территории, для которой утвержден проект межевания;

4) перераспределение земельных участков, которые предназначены для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, и индивидуального жилищного строительства.

Последнее основание перераспределения земельного участка является самым подходящим для большинства обычных граждан и будет состоять из 6-ти этапов.

1. Подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

2. Подготовка заявления и подача его вместе со схемой расположения в оран, уполномоченный на распоряжение землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

3. Проверка заявления уполномоченным органом на предмет соответствия установленным требованиям.

4. Принятие решения по заявлению о перераспределении земель.

5. При положительном решении, обращение к кадастровому инженеру для выполнение кадастровых работ по постановке на кадастровый учет образуемого земельного участка.

6. Заключение соглашения о перераспределении.

При отрицательном решении по заявлению уполномоченный орган обязан указать все основания для отказа, они перечислены в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ.

Основное условие такого перераспределения: площадь нового участка не должна превышать предельные размеры земельных участков, установленные Правилами землепользования и застройки.

Вместе с этим земельные участки можно перераспределять на площадь не превышающую величину минимально допустимой площади земельного участка для той территориальной зоны, в которой он находится, то есть перераспределение должно происходить таким образом, чтобы из присоединяемых земель нельзя было сформировать самостоятельный земельный участок.

К примеру, на территории Владивостокского городского округа в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж 1) земельные участки с видом разрешенного использования “для индивидуального жилищного строительства” должны иметь максимальную площадь 2000 кв.м., минимальную площадь 300 кв.м. То есть перераспределить земельный участок в этой территориальной зоне с видом разрешенного использования “для индивидуального жилищного строительства” можно до 299 кв.м. (то есть прибавить к земельному участку, находящемуся в частной собственности можно участок площадью, не превышающею 299 кв.м.).

В то же время в этой же территориальной зоне можно образовывать земельные участки с видом разрешенного использования “блокированная жилая застройка». Для данного вида использования допустимый минимальный размер земельного участка 100 кв.м.

Из этого следует, что данное обстоятельство может послужить основанием для отказа в перераспределении земельного участка с видом разрешенного использования “для индивидуального жилищного строительства” на площадь, большую, чем 99 кв.м., так как для вида разрешенного использования “блокированная жилая застройка” можно сформировать самостоятельный земельный участок.

Между тем, действующим законодательством не предусмотрено перераспределение земельных участков с видом разрешенного использования «блокированная жилая застройка».

С появлением в ЗК РФ главы V.4, регулирующей порядок перераспределения государственных, муниципальных и частных земель собственники земельных участков могут оформить за плату самовольно занятые земли. Раньше такой процедуры не существовало, но это не останавливало граждан от установления заборов на чужой территории и от ее последующего захвата.

Благодаря возможности для граждан перераспределять свои земельные участки с землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности государственный бюджет получает дополнительный доход в виде платы за такие участки, увеличивается общий объем земельных участков, которые находятся в частной собственности, и которые будут облагаться налогом и полноценно участвовать в гражданском обороте, актуализируются сведения ЕГРН, перераспределение также способствует устранению недостатков землепользования

Определено, кто должен подавать на регистрацию документы при перераспределении земельных участков

Минэкономразвития России разъяснило, кто вправе обращаться с заявлением о кадастровом учете и госрегистрации прав на земельные участки, образуемые в результате перераспределения участков, находящихся в государственной собственности.

Опубликовано письмо Минэкономразвития России от 09.10.2019 № Д23и-34697 «О перераспределении земельных участков в случае, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации». В нем разъяснено, кто должен подать заявление о кадастровом учете и регистрации прав на земельные участки в результате перераспределения земельных участков, находящихся в государственной собственности.

Федеральным законом от 02.08.2019 № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 283-ФЗ) были внесены изменения в ЗК РФ, регулирующие вопросы перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В частности, п. 1 ст. 39.27 ЗК РФ дополнили новым подпунктом, установившим еще один случай, при котором допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, приводятся в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Читать еще:  Кто должен ремонтировать в многоквартирном доме крышу?

Подпункт 4 п. 1 ст. 39.27 ЗК РФ

Таким образом, допускается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, одновременно с землями и земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута (публичного сервитута).

При этом лица, которые не являются собственниками исходных земельных участков, участвующих в перераспределении, не имеют полномочия на обращение в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете образуемых земельных участков.

Заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости вправе подать только собственник исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости. Эти правила применяются также в отношении земельных участков, образуемых путем перераспределения, за исключением земельного участка, образуемого путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в отношении которых государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации (п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

С заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые в результате перераспределения в установленном п. 4 ст. 39.37 ЗК РФ случае, вправе обращаться представители органов власти, уполномоченные осуществлять имущественные права и обязанности, в отношении исходных земельных участков, участвующих в перераспределении, либо обладающие полномочиями на их предоставление (в соответствии с п. 2, 4 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

На практике весьма вероятны ситуации, когда требуется осуществить перераспределение земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, как между собой, так и с земельными участками, находящимися в частной собственности. До 2014 года эти вопросы не регулировались на уровне федерального закона, что вызывало ряд затруднений.

С 2015 года перераспределение земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности,jмежду собой допускается, если:

  • – все перераспределяемые земельные участки и земли «свободны», то есть, они не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута;
  • – все перераспределяемые земельные участки предоставлены одному лицу, причем на одном виде права.

В случаях, когда все земельные участки и земли «свободны», их перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа либо на основании соглашений между уполномоченными органами (когда право распоряжения ими принадлежит разным органам). Таким решением либо соглашением утверждается также схема расположения земельного участка (если перераспределение земель и (или) земельных участков, планируется в соответствии с такой схемой). Данная схема является обязательным приложением к ним. Если же перераспределение осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории, то в них указываются реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории.

Указанное соглашение должно содержать обязательство сторон по обеспечению образования земельных участков, включая распределение между ними бремени расходов, связанных с выполнением кадастровых работ по образованию земельных участков, а также информацию о правах, возникающих на образуемые земельные участки.

Не допускается заключение такого соглашения (или принятие решения) в следующих случаях:

  • 1) перераспределяемые участки предоставлены на одном виде права одному лицу, но отсутствует его согласие в письменной форме;
  • 2) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение такого земельного участка, который уже является предметом аукциона, либо в отношении него принято решение о предварительном согласовании его предоставления (и срок его действия не истек), либо в отношении него подано заявление о предоставлении и не принято решение об отказе в этом предоставлении;
  • 3) границы земельного участка подлежат уточнению;
  • 4) схема расположения земельного участка не соответствует ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным в соответствии ЗК РФ;
  • 5) имеется полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка (срок действия которого не истек);
  • 6) схема расположения земельного участка нарушает следующие требования: а) несоответствие предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков, установленным градостроительным регламентом или федеральными законами; б) границы земельного участка пересекают границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов; в) невозможно использовать расположенные на земельном участке объекты недвижимости; г) сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать участки в соответствии с их разрешенным использованием; д) возникают недостатки землепользования, а также нарушаются требования, установленные федеральными законами; е) границы земельного участка пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков (за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов) либо указанная схема не соответствует утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
  • 7) земельный участок, расположен в границах территории, для которой уже утвержден проект межевания территории.

Что касается перераспределения между собой земель и (или) земельных участков, находящихся 1) в государственной или муниципальной собственности, и 2) в частной собственности, то оно допускается, когда это осуществляется в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии и в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; либо – в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения недостатков землепользования и при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

Также ЗК РФ допускает перераспределение находящихся в государственной (муниципальной) и частной собственности земель и (или) земельных участков, предназначенных для ведения ЛПХ, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, ИЖС. В данном случае действует аналогичное предыдущему случаю условие, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, может быть увеличена не более чем до установленных предельных максимальных размеров.

Еще одним случаем, предусмотренным ЗК РФ, является такой, когда земельные участки образуются для размещения объектов федеральных энергетических систем, энергетических систем регионального значения; использования атомной энергии; обороны и безопасности; федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также иных объектов капитального строительства, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ (в том числе, в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд).

Перераспределение осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (при отсутствии такого проекта – в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка) и на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Это соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Обязательным приложением к такому соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка (участков), который образуются в результате перераспределения.

Если в результате перераспределения произойдет увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, то это осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном:

  • • для земельных участков, находящихся в федеральной собственности, – Правительством Российской Федерации;
  • • для земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • • для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, – органом местного самоуправления.

{SOURCE}

Ссылка на основную публикацию