Может ли ресурсоснабжающая организация быть управляющей компанией?

Может ли ресурсоснабжающая организация быть УК

Вопрос о том, может ли ресурсоснабжающая организация (РСО) быть управляющей компанией, возникает достаточно часто у самой РСО, поскольку жалобы и недовольство жильцов предоставленными услугами заставляет такие компании делать то, что они не должны. Конфликты между данными юридическими лицами достаточно часты, поскольку каждое из них считает, что сложившаяся ситуация не входит в их компетенцию. И далее о том, что такое РСО, какие ее полномочия, и может ли компания одновременно выполнять и функции поставщика услуг ЖКХ, и поставщика самих ресурсов.

Ресурсоснабжающая организация: какие ее функции и полномочия

Из самого названия компании должно быть понятно, что ресурсоснабжающая организация – это та компания, которая в сфере жилищно-коммунального хозяйства предоставляет некие ресурсы. К ним относятся вода, газ, электричество, отопление и т.д., то есть все то, что потребляет среднестатистический житель многоквартирного дома. Но при этом необходимо понимать, что такая организация не просто обладает такими ресурсами и продает их, но и обеспечивает их поставку до конечного потребителя.

Примеры ресурсоснабжающих организаций:

  • Водоканалы. Такие учреждения направляют воду по трубопроводу до конечного потребителя, то есть в квартиры или дома граждан;
  • Компании по обеспечению отопительных систем. Таких организаций в городе может быть множество, но каждая из них должна обеспечивать в отопительный сезон поставку тепла;
  • Организации по поставке электричества. Вообще электричество вырабатывается электрическими станциями, но вот кто осуществляет поставку, вопрос сложный. Это может быть и посредник, и сама станция, и управляющая компания и т.д.;
  • Газовые службы. Как правило, даже в крупных городах газовая служба одна, что связано с достаточно большой ответственностью таких организаций.

УК и РСО в одном лице: возможно или нет

Возникает вполне логичный вопрос, если некая компания поставляет блага для общества, почему она не может ими и управлять и следить за тем, как осуществляется их поставка к жильцам. Но не все так просто, что также обусловлено некой коллизией в законодательстве.

Управлять любым многоквартирным объектом могут:

  1. Управляющие компании;
  2. Собственники недвижимости;
  3. Объединения жильцов, которые могут быть зарегистрированы как товарищества жильцов или кооперативные объединения жильцов.

Когда из трех случаев УК и РСО может быть в одном лице? В третьем варианте, когда один житель квартиры по доверенности выступает от лица всех жителей дома. Тогда ресурсоснабжающая организация автоматически становится управляющей компании.

Также, РСО становится управленцем в случае, если сами жильцы еще не определились с формой управления их домом. Пока жильцы выбирают форму правления, они одновременно получают и ресурсы, и управление ими исключительно от РСО.

Также такое допустимо, если происходит смена формы управления, например, было кооперативное управление, а потом изменили его на управляющую компанию. Выбор УК еще не осуществлен, договор не с кем не подписан, следовательно, РСО является управляющей организацией.

Управляющая компания: может ли она быть поставщиком ресурсов

Если возникает вопрос о том, может быть РСО управляющей компанией, то почему не возникает вопрос о том, может ли УК поставлять ресурсы. Попробуем разобраться.

Это не значит, что УК просто управляет и ничего не делает. Абсолютно нет. Она обязана содержать весь дом в том состоянии, которое позволит жильцам дома получать все услуги ЖКХ в полном объеме.

Фактически, УК – это поставщик услуг. Например, вывоз мусора, уборка территории, осмотр технического состояния вентиляционных шахт и т.д. Таких услуг много. И каждый житель имеет полное право ознакомиться с перечнем услуг, за которые он платит, напрямую обратившись в УК. Некоторые даже организации полностью в квитанциях расписывают свой тариф на ЖКХ, что весьма правильно и рационально.

Но УК никогда не будет РСО. У неё фактически тех ресурсов, которые она может поставлять. Но на нее возложены совсем другие обязанности: покрасить стены, починить перила, отремонтировать детскую площадку и т.д. Все это должно быть выполнено именно работниками УК, о чем должно быть обязательно сообщено в договоре подряда.

Также данные юридические лица имеют разный статус:

  • УК – это подрядчик, который выполняет услуги. Такая компания непосредственно заключает договор с жильцами дома;
  • РСО – это субподрядчик, поскольку она подписывает соглашение непосредственно с УК.

Но возникает вполне логичный вопрос: неужели нельзя РСО сразу миновать посредника, то есть УК, а напрямую заключать договора с жильцами? Да, такая возможность РСО предоставляется. Но будет ли это выгодно самим потребителям неизвестно.

Когда можно напрямую заключать договора между РСО и жильцами:

  1. Когда ресурсами пользуется собственник частного дома;
  2. Когда сами жильцы управляют своим домом через некое объединение или уполномоченное лицо;
  3. Когда есть некий люфт времени от момента переподписания договора с УК или выбором нового управленца;
  4. В случае, когда УК будет иметь задолженность перед самой ресурсоснабжающей организацией.

Все перечисленные причины могут служить основанием для того, чтобы РСО стала управляющей организацией.

Споры между РСО и УК

Споры между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией происходят всегда, поэтому данная тема достаточно актуальна в любое время. Предоставление любых услуг ЖКХ всегда связано с сотрудничеством двух субъектов. Но несовершенство законодательной базы, которая регулирует данный вопрос, а также желание каждого нажиться на простых граждан, приводят к тому, что часто УК и РСО судятся между собой и решают возникшие конфликты исключительно в судебном порядке.

Наиболее частой проблемой конфликта является то, что УК не перечисляет средства РСО, хотя фактически все ресурсы были потреблены, и жильцы дома осуществили за них оплату. Очень часто УК – это мошеннические структуры, которые после получения средств не выполняют свои обязательства, а жильцы становятся заложниками ситуации.

Почему же каждый житель дома не может напрямую платить в РСО за поставленные ресурсы? Он может, но ему это не вполне удобно. Например, необходимо отдельно оплатить за газ, воду, канализацию и т.д. Это множество квитанций, платежек, комиссий за провидение операций и т.д. Проще, чтобы управленческая компания самостоятельно сводила в единую базу все платежи и уже своим клиентам предоставляла обобщенную информацию о сумме коммунальных платежей.

По итогу оплаты ЖКХ УК обязан распределить полученные средства и перечислить их разным организациям. Но там где есть деньги, всегда возникает проблема. Есть жильцы, которые вообще не платят, есть те, кто осуществляют платежи с некой задержкой или оплачивают услуги не в полном объеме. Следовательно, сама УК не имеет возможности оплатить услуги РСО в полном объеме, не будет же она платить собственные средства. Возникает конфликт, который для жителей имеет некие последствия – отключение света, газа и т.д. И к кому предъявляют претензии сами граждане? Конечно, к управляющей компании, ведь именно ей платят деньги. Возникает некий замкнутый круг, где виновное лицо одно – УК.

Также не меньшей проблемой становится проблема того, а кто является исполнителем. Даже имея на руках заключенный договор, РСО и УК не могут прийти к единому мнению. А зря.

Поэтому именно на УК возложены функции относительно обеспечения поставки ресурсов до конечного потребителя.

Таким образом, можно сделать вывод: ресурсоснабжающая организация по желанию жильцов может стать одновременно и управляющей компанией, но РСО всегда несколько, и это может принести некие неудобства самим жильцам. Поэтому главное – правильно подойти к выбору УК, а также не забывать, самим вовремя оплачивать все жилищно-коммунальные услуги. В ином случае, можно стать заложником ситуации: УК не сможет платить по счетам, а РСО не будет предоставлять ресурсы.

Какую информацию управляющая компания вправе требовать у РСО

С апреля 2018 года нормы ЖК РФ предусматривают прямые договоры между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями (далее-РСО). В свою очередь, у управляющей организации с РСО остаются договоры на поставку коммунальных ресурсов на содержание общего имущества ( далее- КР на СОИ). Являясь монополистами в своей отрасли, ресурсоснабжающие организации зачастую отказываются от предоставления достоверных данных об индивидуальном потреблении собственников помещений МКД, что делает невозможным проверку начисленных сумм КР на СОИ. Следует понимать, что такие действия РСО не законны.

Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Как указано в п.21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 ( далее- Правила 124), в случаях, предусмотренных подпунктами «г» – «ж» пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг №354, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, определяется по формулам, указанным в данном пункте с учетом данных об индивидуальном потреблении коммунальных ресурсов собственниками помещений МКД.

Поскольку с момента заключения прямого договора РСО становится исполнителем коммунальной услуги, на нее распространяются обязанности, предусмотренные Правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354) в том числе: ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета; прием от потребителей показаний приборов учета; проверка достоверности переданных показаний; осуществление осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги.

Читать еще:  Оформление дарственной на квартиру между родственниками

Подпунктом «ж» п.31 Правил №354, предусмотрена обязанность ресурсоснабжающей организации предоставлять управляющей организации, товариществу или кооперативу, осуществляющим управление многоквартирным домом полученные от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета ( при наличии прямых договоров на предоставление коммунальных услуг у собственников помещений МКД с ресурсоснабжающей организацией).

Часть собственников помещений МКД по ранее принятым решениям общих собраний оплачивают коммуналку непосредственно в РСО, в связи с чем, управляющие организации, хоть и являются исполнителями коммунальных услуг, с трудом добиваются расшифровки выставленной РСО задолженности.

При этом, как указано в пп.Е1 п.18 Правил 124, в договоре ресурсоснабжения также предусматриваются условия об обязательствах ресурсоснабжающей организации по передаче исполнителю показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) иной информации, используемой для определения объемов потребления коммунального ресурса, сроки и порядок передачи указанной информации, а также обязанность ресурсоснабжающей организации уведомлять исполнителя о сроках проведения ресурсоснабжающей организацией проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния и право представителей исполнителя участвовать в таких проверках в случаях, предусмотренных пунктом 21.1 настоящих Правил, за исключением случая, если обязательства по сбору такой информации осуществляются исполнителем по соглашению с ресурсоснабжающей организацией. Таким образом, нормы действующего законодательства прямо предусматривают предоставление управляющей компании ресурсоснабжающей организацией полной информации для определения и сверки выставленных объемов потребления коммунального ресурса.

Как правило, в обоснование выставленных по Договору объемов коммунального ресурса на содержание общего имущества РСО предоставляет только счета-фактуры.

В соответствии со статьей 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав, имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой. Указанный документ не является первичным учетным документом, подтверждающим хозяйственную операцию.

Кроме того, согласно абз.4 п.25 Правил 124, в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о его задолженности по оплате коммунального ресурса на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом, а также порядок и сроки составления ресурсоснабжающей организацией и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения и форма такого акта. Акт сверки расчетов составляется не реже 1 раза в квартал.

Как следует из судебной практики, названная императивная обязанность РСО по составлению актов сверки расчетов установлена независимо от наличия в договоре соответствующего положения (см. постановления АС ВВО от 09.02.2018 № Ф01-6446/2017 по делу № А31-8058/2016, от 06.02.2018 № Ф01-6443/2017 по делу № А31-9468/2016).

Таким образом, управляющая организация может смело требовать с РСО предоставления всех необходимых данных для проверки расчетов, даже если дело дойдет до суда.

Компания «Бурмистр.ру» объявляет о старте акции «Черная пятница». Хотите получить бонусы и подарки, то вам сюда .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Ресурсоснабжающие организации (РСО) в ЖКХ

Среднестатистическому жителю мегаполиса сложно представить свою жизнь без благ цивилизации. Особенно, без воды, газа, электричества. Их обеспечением и занимаются специальные организации, сокращенно именуемые как РСО. Что представляют собой компании РСО в ЖКХ, каков порядок оказания услуг населению, на какие привилегии могут рассчитывать собственники жилья, получая эти продукты – рассмотрим в статье.

Что такое РСО в ЖКХ?

РСО (Ресурсоснабжающие организации) – юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют предоставление коммунальных ресурсов и их прямую поставку к местам непосредственного потребления.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-84-13 доб.480 Бесплатный звонок для всей России.

В качестве учреждений РСО в ЖКХ на практике выступают поставщики:

  • электроэнергии;
  • тепла (отопления);
  • газа;
  • горячей и холодной воды.

Помимо этого, к перечню РСО в ЖКХ принято относить транспортные компании, поставляющие ресурсные элементы к месту назначения. Категория включает в себя и всевозможные объединения, занимающиеся следующими направлениями деятельности:

  • избавление помещений от вредоносных животных (крыс, мышей), насекомых (муравьев, мошек, тараканов, блох);
  • утилизация бытовых отходов;
  • монтирование телевизионных антенн;
  • освещение участков, прилежащих к домовым территориям.

Отсюда следует вывод, что организации по снабжению ресурсами обеспечивают населению широкий перечень услуг.

Нормативная база

Деятельность ресурсоснабжающих компаний регулируется нормами жилищного законодательства Российской Федерации. Немаловажную роль играет новый закон от 03.04.2018 ФЗ№59. Согласно его нормам, в Жилищный кодекс России были внесены определенные изменения. Они позволили владельцам и пользователям квартир в многоквартирных домах добиваться заключения прямых договоров с РСО о поставке коммунальных услуг, минуя управляющие компании. Так, если организация имеет перед РСО долг в течение более чем двух месяцев, потребители услуг вправе отказаться от сотрудничества с ней и перейти на прямые соглашения с ресурсоснабжающими компаниями.

Законодательство гласит, что в процессе перехода будет действовать типовое соглашение, посредством которого регламентируются стандартные условия предоставления услуги. Порядок, в котором происходит заключение контракта, носит уведомительный характер, т. е. дополнительно ничего заполнять не придется. Размер платы за услуги изменениям не подлежит, ведь граждане будут просто вносить суммы за коммунальные услуги на счет поставщика — РСО. Что касается жилищных услуг, их продолжат оказывать управляющие организации.

Порядок предоставления услуг

В рамках общей концепции, утвержденной силами действующего закона, РСО обеспечивает поставку исполнителю (управляющей компании) коммунального ресурса, а затем озвучивает его суммарную стоимость. В свою очередь, управляющая компания, обеспечивающая предоставление этой услуги потребителю, ответственна в полной мере за её качество, учет потребляемых объемов, проведение перерасчетов, прием от потребителей соответствующих документов, ведение претензионных работ с должниками. По всем этим направлением управляющая организация также несет издержки.

Тарифы за коммунальные услуги идентичны тарификации по соответствующим коммунальным ресурсам. Т. е. доход, обретаемый РСО в ЖКХ, формируется стоимостью поставленного ресурса и не включает издержек, которые связаны с обеспечением КУ (коммунальных услуг). В итоге для РСО складывается благоприятная схема взаимодействия с клиентами: нет необходимости ведения непосредственно прямой работы с каждым потребителем и ведения соответствующей бухгалтерии.

Тем не менее, имеет место быть иная трудность. Исполнитель КУ в львиной доле ситуаций не в состоянии обеспечить полноценной оплаты коммунального ресурса, полученного от РСО. Это связано с несколькими практическими явлениями.

  1. Остро строит перед организациями проблема неплатежей со стороны потребителей ЖКУ. Дело в том, что стоимость этих сервисов высокая, а доходы населения – низкие.
  2. Нередко исполнитель коммунальных услуг вырученные от жильцов средства применяет в собственных целях и нуждах (покрытие других расходных направлений, компенсация прочих издержек и др.).

К сведению

Сложившиеся обстоятельства влекут за собой тот момент, что рассматриваемые организации (РСО и ЖКХ) стремятся найти схему работы, при которой они сами могли бы взаимодействовать с конечными потребителями коммунальных услуг. Это оговорено в ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ. Также в Правительственном постановлении РФ от 14.02.2012 г. №124 предусмотрен иной (альтернативный) способ оплаты услуг.

Может ли РСО быть управляющей компанией?

Управляющая организация (УК) – юридическое лицо, занимающееся эксплуатированием, управлением и содержанием жилищного фонда в связи с договором, заключенным между собственниками недвижимости и УК. Проще говоря, управляющее звено является посредником, занимающимся сбором средств у жильцов в целях оплаты ресурсов, поставляемых со стороны РСО. Т. е. последние выступают в качестве субподрядчиков, а УК – в роли подрядчиков для жильцов многоэтажек.

Вдобавок к этому за управляющей организацией закреплено обязательство, связанное с содержанием жилого фонда в соответствующем состоянии (т. е. оказание жилищных услуг). В итоге она:

  • занимается сбором денег с населения на капитальные ремонтные работы;
  • проводит восстановительные мероприятия в отношении общедомовых помещений.

Поэтому РСО в ЖКХ никак не могут являться управляющими компаниями, т. к. не осуществляют подобных мероприятий и не решают коммунальные задачи.

Тем не менее, ресурсоснабжающие компании в состоянии принимать платежи от потребителей своих же услуг и заключать договора на данный вид деятельности. Когда собственники квартир многоэтажного дома, управляющие своим зданием в самостоятельном порядке (например, посредством ТСЖ), заключают контракт с РСО, то последняя принимает на себя роль исполнителя и оказывает коммунальные услуги.

Помимо этого, РСО в ЖКХ является непосредственным исполнителем в рамках следующих ситуаций:

  • если владельцы жилья до сих пор не выбрали оптимальный для себя способ управления жилым фондом;
  • если период действия прежнего способа истек, а новый еще не был установлен.

К сведению

Все ситуации, в которых РСО приравнивается к УК, оговариваются в рамках правительственного постановления России №354.

Когда можно заключить договор напрямую с РСО, минуя ЖКХ?

В настоящее время потребители коммунальных услуг вправе заниматься заключением прямых соглашений с РСО, минуя ЖКХ. Сделать это позволено в следующих случаях:

  • если собственник проживает в частном доме;
  • если в рамках проведения общего собрания был избран подобный способ управления;
  • если УК или ТСЖ задолжали РСО свыше трех месячных сумм за коммунальные сервисы.

При возникновении подобных ситуаций владельцы недвижимости имеют возможность оформления прямого договора на поставку нужных услуг с РСО. Такой способ сопряжен с рядом положительных моментов:

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-84-13 доб.480 Бесплатный звонок для всей России.

Если говорить об отрицательных моментах, возникающих в ходе заключения подобных договоров с РСО, можно выделить следующее:

  • разногласия между жителями могут привести к тому, что многоэтажное здание перестает подлежать качественному и эффективному управлению;
  • есть вероятность нерегулярного внесения платы за коммунальные услуги;
  • отсутствие возможности проведения капитального ремонта за счет средств, выданных Фондом содействия реформам ЖКХ.
Читать еще:  Договор дарения доли квартиры: скачать

Плюсы и минусы работы напрямую с РСО

Взаимодействие напрямую с РСО минуя ЖКХ имеет несколько положительных и отрицательных аспектов. Рассмотрим их в таблице.

Критерий Преимущества Недостатки
Вероятность разорения управляющей организации стремится к нулю, т. к. потребитель оплачивает услуги напрямую Может снизиться качество управления жилым фондом в связи с противоречиями, возникающими между жильцами
Оно является максимально справедливым, поскольку никто не несет ответственности за неуплату услуг другими жильцами Возможно, оплата услуг будет осуществляться жильцами нерегулярно в связи с нестабильностью доходов населения
Средства вносятся строго на счет РСО, которая закреплена за каждым домохозяйством Придется оплачивать предоставляемые услуги в разных местах всем потребителям
Т. к. посредническое звено отсутствует, расчетные операции являются максимально простыми и прозрачными В процессе проведения расчетов могут возникать некоторые нюансы, требующие поиска нескольких путей решения

Ответственность РСО за расчеты

Согласно действующему законодательству, за все нарушения несет ответственность непосредственно исполнитель коммунальных услуг. Размер взысканий составляет 50% от суммы погрешности. Т. е. когда РСО начинает принимать на себя роль исполнителя, на нее возлагается ответственность и по оплате штрафа. Если расчет неверный, пишется заявление исполнителю. В случае отсутствия ответа необходимо обращаться в РОСПОТРЕБНАДЗОР, суд, прокуратуру. Такие методы способствуют повышению качественных характеристик КУ и повышению прозрачности расчетных операций.

Планируемые нововведения

Жилищное законодательство постоянно совершенствуется и обновляется. Прямое тому доказательство – выход нового закона в 2018 г., позволяющего сторонам (РСО и жильцам) заключать договоры напрямую минуя ЖКХ. В ближайшее время планируется усовершенствовать системы расчетно-оплатных мероприятий и добиться повышения качества оказываемых коммунальных услуг.

Заключение

Организации, снабжающие население ресурсами – важнейшие звенья во всей структуре ЖКХ. Их задача – бесперебойная поставка воды, газа, света и поддержание качества услуг на соответствующем уровне.

Ресурсоснабжающая организация как исполнитель коммунальных услуг

Проект строительства каждого многоквартирного дома включает обязательно и монтаж систем снабжения квартир газом, водой, электричеством, отоплением.

Ресурсы, поставляемые жильцам квартир, обеспечивают комфортные санитарно-гигиенические условия проживания, безопасные для здоровья и удобные для быта.

Электричество, газ, вода поставляются специализированными компаниями, они сотрудничают с потребителями на основании договоров, получают оплату за свои услуги. Ресурсоснабжающая организация – это компания, которая поставляет многоквартирному дому тот или иной ресурс, без которого невозможно создание нормальных условий для жизни.

Между таким исполнителем коммунальных услуг и жильцами дома существует определенный принцип расчета, взаимодействия, все это определяет договор с организацией. В данном документе определяется ответственность за некачественную услугу и ответственность за долги по ее оплате.

ВАЖНО! Чаще всего Ресурсоснабжающие организации и потребители сотрудничают через посредника, в роли которого выступает Управляющая Компания.

Закон

Действует несколько законодательных актов в сфере ЖКХ, которые должны соблюдать потребители, Управляющие компании и организации, чья деятельность – ресурсоснабжение:

  • Основной сборник правовых актов – Жилищный кодекс.
  • Также в разное время были приняты Постановления Правительства под номерами 124, 307, 354.
  • Некоторые моменты предоставления коммунальных услуг регламентируются и Федеральным Законом под номером 176.

Понятие

РСО- что такое в ЖКХ? Расшифровка РСО – Ресурсоснабжающая организация. Такое название дается компаниям, которые поставляют потребителям следующие ресурсы – вода (холодная и горячая), тепло, газ, электричество.

ВНИМАНИЕ! Ресурсоснабжающими организациями называют и те, которые транспортируют указанные ресурсы, доставляют их непосредственно до объектов.

Какие еще услуги могут оказывать РСО? Для своих клиентов, жильцов многоквартирного дома, они также могут выполнять следующие виды коммунальных работ:

  1. Вывозить мусор.
  2. Обеспечивать освещение дома и придомовой территории.
  3. Заниматься уничтожением грызунов и опасных насекомых.
  4. Обеспечивать доступ к телевизионным антеннам коллективного типа работы.

Разница с Управляющей Компанией

Не нужно совмещать понятия УК и РСО, у этих организацией есть отличия в целях и направлениях работы:

  • Управляющая компания занимается обслуживанием конкретного многоквартирного дома (нескольких домов), его придомовой территории, управляет его содержанием и эксплуатацией. Также она осуществляет свою деятельность на основании договора с жильцами МКД, собственниками квартир. РСО может поставлять свои ресурсы целому городу или определенным его районам.
  • УК является юридическим лицом, возлагающим на себя обязанности быть посредником между потребителями и ресурсоснабжающими организациями. Эта компания аккумулирует средства оп оплате ресурсов и услуг РСО.
  • На деловом языке Управляющая Компания – это подрядчик коммунальных услуг, главный исполнитель, а РСО – субподрядчик. Он действует уже в рамках договора между Управляющей компанией и жильцами дома.
  • У Управляющей Компании более широкий список услуг, обязанностей перед потребителями. Ей нужно обслуживать общедомовое имущество, заниматься ремонтами (текущим и капитальным), при необходимости проводить реставрацию или реконструкцию здания.
  • У ресурсоснабжающей организации задачи более однообразные – она поставляет ресурс, следит за транспортировкой, обслуживанием и состоянием определенной сети. К обслуживанию всего здания такая организация отношения не имеет.

Расчет потребителя с ресурсопоставляющей компанией может осуществляться и через Управляющую Компанию, и напрямую.

Также и заключение договоров о сотрудничестве, поставках ресурса может быть или через УК, или напрямую, если РСО сама выступает в роли исполнителя коммунальной услуги или услуг.

Исполнитель коммунальных услуг

Управление многоквартирным домом в пределах Москвы и других городов осуществляется несколькими способами:

  1. Жильцы дома выбирают для себя Управляющую компанию, которая занимается обслуживанием домом, управлением его эксплуатацией, выступает посредником между МКД и РСО. В РФ есть законодательно утвержденная обязанность УК заключать договора с поставщиками ресурсов и собирать с жильцов деньги за потребленный газ, воду, тепло.
  2. Разрешены законом такие форму управления домом, как ЖСК и ТСЖ.
  3. Также собственники квартир и дома в целом могут сами заниматься управлением своего дома. И в таком случае они самостоятельно налаживают сотрудничество с поставщиками ресурсов, для чего им понадобится перечень организаций, занимающихся поставками.
  4. Представители дома должны организовать подписание договоров с поставщиком, сбор средств для оплаты услуг и их передачу исполнителю. Комплекс работ, который потребует обслуживание дома, очень большой и ответственный, поэтому все больше МКД доверяют свой быт Управляющим Компаниям или ТСЖ.

Если многоквартирный дом не выбрал для себя способ управления, Ресурсоснабжающая организация выступает как исполнитель коммунальной услуги. Также на нее возлагаются такие обязанности в период перехода от одной формы управления к другой.

Изменение в законодательстве

ВНИМАНИЕ! С 2017 года граждане получили возможность заключать договора о поставках напрямую с ресурсоснабжающей организацией.

Для такого действия должно быть одно из оснований, предусмотренных законом:

  • Заключить договор на прямую с поставщиком имеет право владелец частного дома, коттеджа.
  • При непосредственном управлении дома самими жильцами. Данная форма управления выбирается общим собранием при большинстве голосов «за». Но эта форма специфическая, она больше подходит для домов с небольшим количеством квартир.
  • Заключить договор могут и пользователи помещений нежилых, но находящихся в пределах многоквартирного дома.
  • РСО может подписать договор о сотрудничестве с потребителем напрямую, если в многоквартирном доме действует переходный период между другими формами управления.

Если Управляющая Компания стала должником ресурсоснабжающей организации и не переводила средства плательщиков поставщику, жильцы дома могут заключить договор с РСО напрямую, без посредника.

УК может даже объявить банкротство в таком случае, а потребитель не может остаться без поставок ресурсов, обеспечивающих возможность жить в квартире.

Преимущество

Население городов больше знакомо с работой Управляющих Компаний, непосредственное сотрудничество с поставщиком, без посредника, пока вызывает много вопросов. Есть ли плюсы у заключения договора с ресурсоснабжающей организацией напрямую?

  1. Сотрудничество с поставщиком осуществляется напрямую, нет такого фактора, как коллективная ответственность. Если потребитель ресурса регулярно и в полном объеме оплачивать услуги, никто не будет пугать его отключением всего дома из-за нескольких должников.
  2. При прямом сотрудничестве жильцы дома уже не оплачивают услуги Управляющей Компании, зарплату ее сотрудников.

Закон разрешает жильцам дома выбирать поставщика из списка организаций с учетом стоимости ресурса, цены за поставку, качества работы. Поставщики таким образом стают конкурентами по отношению друг к другу, должны завоевывать себе имидж, повышать качество работы.

Но так ли легко управлять домом без услуг Управляющей Компании. Собственникам квартир нужно очень хорошо подумать, прежде чем отказывать от услуг УК.

Ведь помимо поставок ресурсов, вывоза мусора или уничтожения грызунов, МКД требует еще целых ряд регулярных действий по своему обслуживанию. Необходима уборка дома и территории, выполнение ремонта, решение целого ряда других значимых вопросов, которые и решает Управляющая Компания. Кто возьмет их на себя?

К тому же, без УК многоквартирному дому сложно попасть в программу по капитальному ремонту с привлечением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Расчет за услуги

Если домом управляет УК, жильцы квартир перечисляют средства ей за полученные коммунальные услуги и ресурсы, а дальше компания рассчитывается с поставщиками.

ВАЖНО! По Федеральному закону под номером 176 исполнитель услуг несет ответственность за правильное начисление коммунальных платежей.

Если исполнитель УК, она обязана правильно делать расчет за расходованные ресурсы, при ошибках ее ожидают штрафные санкции. При прямом сотрудничестве потребителя с РСО эта организация будет отвечать за неправильное начисление коммунальных платежей. Штраф составит половину от начисленной суммы.

Наказать исполнителя услуг может сам потребитель, если напишет соответствующее заявление с требованием перерасчета. РСО не отреагировала на обращение? Следует отправить сигнал в Роспотребнадзор, написать жалобу. Следующая инстанция – суд. Но до подачи искового заявления обязательно следует пройти весь путь до судовых действий.

Сфера ЖКХ не может стоять на месте, она также должна совершенствоваться, меняться. И одним из таких изменений стало предоставления выбора формы управления дома, исполнителя коммунальных услуг. Жильцы МКД могут выбирать между УК, ТСЖ, прямым сотрудничеством с ресурсоснабжающей организацией.

Главное, чтобы дом и отдельные квартиры были обеспечены постоянно качественными коммунальными услугами и ресурсами. Заключение прямого договора с РСО делает сферу расчетов в ЖКХ более прозрачной и открытой.

Может ли ресурсоснабжающая организация быть управляющей компанией?

Сейчас все также является актуальным вопрос, уполномочена ли УК выполнять функции исполнителя коммунальных услуг, если с РСО не был заключен отдельный письменный договор.

Ранее ответ на него не вызывал сомнений (конечно – да), однако, ситуация кардинально изменилась со вступлением в силу с сентября 2012 года Правил оказания коммунальных услуг. Здесь уже появились варианты ответов.

Управляющая компания и ресурсоснабжающая организация в одном лице

Возникновение необходимости проведения некоторых реформ в законодательстве, регламентирующем сферу ЖКХ, назревало уже достаточно давно. Все также осталась проблематика равномерного урегулирования взаимоотношений, складывающихся между такими сторонами как управляющие компании, РСО и естественно, население, как конечные потребители коммунальных услуг.

На данном этапе в системе наблюдается расшатанность: вся цепь ресурсообеспечения и оплата оканчивается на полпути – на одном из звеньев, называемых управляющей компанией. Финансы, аккумулируемые в УК через сбор платежей с потребителей за доставку ресурса, перенаправляют в РСО, однако, не в достаточном объеме. В данной схеме нет какого-либо реально действующего механизма.

Законодательно часто ошибочно трактуют, что поступающие для потребительских целей коммунальные ресурсы, за передачу которых ответственной является снабжающая организация, на линии пересечения границы с многоквартирным домом переходит в ведение избранной жильцами управляющей компании.

В действительности же, к участникам общего долевого владения касательно коммуникаций, размещенных в доме, относят самих жильцов, т. е. собственников жилых помещений.

Учитывая все это, деятельность управляющих компаний в оказании коммунальных услуг при использовании коммуникационных сетей внутридомового размещения, сборах оплаты за услуги и перенаправлении выплат за фактически поставленные коммунальные ресурсы, можно назвать агентской.

По этой причине УК имеют лишь функциональные обязанности агента, который не имеет никакой заинтересованности в полном сборе оплат за поставляемый ресурс – они не будут получать никакую дополнительную выгоду, повышая сбор оплат, и они не имеют никакого риска в случае накопления долговой массы.

Помимо этого, в большинстве своем организации, обеспечивающие потребителей коммунальными услугами, без учета избранного метода управления домом (ЖСК/ТСЖ/УК или прочее) не имеют конкретной квалификации, и, что самое главное, у них отсутствует какая-либо мотивация, направленная на повышение или хотя бы соблюдение качественности обслуживания, а также использования коммуникационных домовых сетей, отвечающих за снабжение холодной/горячей водой, электричеством, теплом и за водоотведение.

Как результат, потребитель приобретает низкокачественную услугу, причем, в сочетании с регулярным повышением общих платежей, обосновываемых управляющей компанией повышениями расходных статей на общие нужды дома.

Подобные ошибки системного характера, законодательно не измененные еще при утверждении Жилищного кодекса РФ, привели к отсутствию у управляющих компаний стимулирующих факторов, побуждающих к качественному оказанию услуг.

Страдают от этого как все потребители, так и непосредственно организации, обеспечивающие население ресурсами. Вполне очевидным решением улучшения механизма сбора платежей будет ограничение передачи ресурса. Однако у РСО отсутствуют на это полномочия, так же как и гарантии того, что они будут получать все средства в полном объеме.

Однако проблематика вопроса не сводится лишь на недополучении РСО средств, изначально вложенных в структуру тарифа, в связи с низким процентом сбора сумм, предъявляемых потребителям для оплаты.

В последние года все более масштабными становятся случаи вывода средств УК с использованием мошеннических схем, под прикрытием изживших себя «формальных» УК, подделки документации по поводу принятия владельцами решений о подписании соглашений по осуществлению управления с новосозданными компаниями – целиком дублирующими устаревшие.

Подобная глобальная проблема может быть решена только при предоставлении ресурсоснабжающей организации юридической возможности подписания прямых договоров с каждым из жильцов (конечных потребителей), независимо от избранного метода управления домом. Этот случай подразумевает прямой сбор РСО средств от каждого из потребителей, строго по показаниям, зафиксированным приборами учета.

При данных обстоятельствах и должной организации компанией работы, должники от нее не смогут надолго скрыться. Даже когда владелец жилья сменится, долги предыдущего собственника в воду не канут, как это бывает в случае с долгами при «контроле» ситуации УК.

Сами же РСО столкнулись с необходимостью перехода к прямым договорам, так как иные варианты возврата потраченных средств попросту отсутствуют. Выходом может служить оформление банковской гарантии по оплате за ресурсоснабжение от управляющих компаний. Юридически же эта задача находится вблизи категории «невозможных».

Однако чтобы обеспечить юридическую возможность внедрения в практику прямых договоров, требуется внесение изменений в Жилищный кодекс РФ. Такого рода изменения, нацеленные на утверждение возможности заключения договоров напрямую, были внесены на рассмотрение в Госдуме, при выдвижении законопроекта с регистрационным № 500410-6.

Эти изменения впоследствии были исключены из структуры документа. Сейчас в нем остаются лишь санкции относительно неплательщиков, на которых управляющие компании смогут дополнительно проводить начисление ставки процента за использование чужих финансов, однако, лишь если срок просрочки превысил 90 дней.

Сам эффект от данного шага будет довольно небольшим: вполне возможно, какая-то доля должников будет выплачивать УК положенные средства, однако будут ли УК перенаправлять их в большем объеме организациям, поставляющим ресурсы?

В случае если в законе четко не будут расписаны прямые оплаты, ситуация также будет подпадать под прямую зависимость от того, насколько добропорядочно будут действовать компании, ответственные за управление.

От внедрения самой системы заключения договоров напрямую, появилась бы выгода и для управляющей компании. Заключая прямые соглашения между потребителями и РСО, УК будет привлечена исключительно для выполнения своих функций: обслуживания инженерных систем внутридомового размещения в структуре жилищной услуги, предоставление которой выполняется в рамках договора по управлению домом.

Теперь она не будет нести персональную ответственность за неоплаты граждан, а также за использование ресурсов сверх нормативных показателей для общих нужд дома, следовательно, объем банкротящихся УК и возбуждение в отношении них дел уголовного и административного характера существенно уменьшится.

Заключая прямые соглашения между потребителями и организацией, обеспечивающей поставку ресурсов, управляющие компании уйдут от их преимущественного риска – образования долга перед РСО, ведущего, как правило, к банкротству компаний в период от 1 до 3 лет.

В аспекте соглашения, заключаемого с потребителями, управляющая компания остается необходимым звеном, которое, согласно договору по управлению, является ответственным за взаимоотношения, возникающие между потребителями, проживающими в доме, и организацией, осуществляющей поставку ресурса.

Это означает, что в случае ухудшения качества поставляемого организацией ресурса, УК может встать на защиту потребительских интересов.

Прямые договоры между потребителями и РСО

Если в многоквартирном доме в управлении задействована УК, именно ее принято считать исполнителем коммунальных услуг, и именно она должна заниматься, преследуя интересы владельцев помещений в доме, заключением соглашений с РСО о поставке того или иного ресурса каждому из потребителей.

Эти требования продиктованы императивными нормами, содержащимися в законодательстве, отвечающем за урегулирование жилищных правоотношений:

  • Во время управления многоквартирным домом организация, осуществляющая управление, ответственна перед жильцами за оказание коммунальных услуг с учетом того, каков уровень благоустройства дома, и не может выражать отказ от оформления договора с ресурсоснабжающей организацией (согласно пункта 2.3 и пункта 12 статьи 161 Жилищного кодекса РФ);
  • Соглашение об управлении, подписываемое между УО и жильцами, должно предполагать условия оказания коммунальных услуг (согласно пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ);
  • Управление домом должно осуществляться на основании заключенного между владельцами/пользователями помещений в доме соглашения, отображающего все условия оказания коммунальных услуг, и при должной организации и выполнении расчетов по списку предоставляемых коммунальных услуг (согласно абзацу 6 подпункта «Д» и подпункта «Ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных Правительственным Постановлением № 416 от 15 мая 2013 г.);
  • Все моменты оказания коммунальных услуг владельцам и прочим пользователям обозначаются в условиях соглашения об управлении. Управляющая организация не может выразить отказ от внесения в подписываемое с ней соглашение об управлении домом ряда условий, касающихся оказания коммунальных услуг той разновидности, оказание которых допустимо при имеющемся уровне благоустройства дома. Также она не может выразить прямой отказ в предоставлении подобных коммунальных услуг (согласно подпункту «А» пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных правительственным постановлением под № 354 от 06 мая 2011 г.).

В тот же момент, к примеру, если избран метод прямого управления многоквартирным домом, условия оказания потребителям коммунальных услуг предусматриваются прямыми соглашениями о поставке ХВС/ГВС, водоотведении, тепло-, электро-, и газоснабжении, определенными напрямую между организацией, обеспечивающей ресурсоснабжение, и владельцами помещений в доме (согласно подпункта «В» пункта 9 Правил № 354).

В этом случае РСО относится к прямым исполнителям коммунальных услуг. Когда исполнителем является управляющая организация, то последняя должна оформить с РСО соглашение, согласно которому будут приобретаться коммунальные ресурсы для дальнейшего их предоставления и распределения среди потребителей.

Организации, осуществляющие управление домом, в своем большинстве избегают подобного «навязывания» им РСО обязанностей исполнителя коммунальных услуг. Таким образом, происходит ограждение УК от бремени ответственности за уровень качества предоставляемых коммунальных ресурсов и оплаты за них РСО, вместе с никому не нужной работой с неплательщиками по дебиторской задолженности.

Законодательство в жилищной сфере имеет конкретное указание того, что подписание соглашений напрямую между владельцами и РСО возможно только при способе непосредственного управления домом, при невыборе способа управления, или же с даты, когда ранее избранный метод управления домом был прекращен и до момента, когда коммунальные услуги стали предоставляться ТСЖ или управляющей организацией (согласно пункту 17 Правил № 354).

{SOURCE}

Читать еще:  Можно ли оспорить дарственную на квартиру и на каких основаниях
Ссылка на основную публикацию